В исследовании отводится особая роль классному руководителю по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников; показано, что развитие нравственных ценностей будет успешным, если оно строится на комплексном, системном, аксиологическом, личностно-деятельностном, культурологическом подходах, когда происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, создаются условия для успешной самореализации личности учащихся в воспитательной системе класса, ориентированной на нравственные ценности.
Выявлено, что воспитательная система класса является сложным социально-педагогическим и психолого-педагогическим комплексом, отличающимся полиструктурностью компонентов и элементов, упорядоченностью в развитии и базируется на системном, проблемно-целевом, деятельностном, культурологическом и личностно ориентированном подходах. Рассмотрены основные черты гуманистической воспитательной системы класса и этапы развития. Возведение школьника в статус цели воспитания нравственных ценностей принципиально значимо при моделировании воспитательной системы классного сообщества.
Созданная концептуальная модель воспитательной системы класса нравственной направленности включает шесть компонентов. Ценностно-целевой компонент, включающий в себя: цели и задачи воспитания нравственных ценностных ориентации; приоритетные идеи построения воспитательной системы; формирование нравственных ценностей как значимых целей развития личности старшеклассников. Данный компонент является ценностно-смысловым ядром воспитательной системы, так как целями воспитательной системы класса являются: создание единой воспитательной направленности в развитии личности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, выбора поисков и поступков учащихся; формирование потребностей к нравственному саморазвитию, самоактуализации. Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие классного руководителя, учащихся класса, родителей класса, значимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др.).
В технологии моделирования воспитательной системы особое место отводится классному руководителю, как главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании воспитательной системы класса. Основными направлениями в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников являются: индивидуальная работа с учащимися и родителями классного сообщества; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы по воспитанию нравственных ценностей у учащихся.
Содержательный компонент моделирования воспитательной системы класса носит полиструктурный характер. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса.
В исследовании для построения концептуальной модели разработана программа воспитания нравственных ценностей старшеклассников через систему тематических циклов занятий. Цели и задачи программы: воспитание нравственных ценностей путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания; ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях; формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентации. Содержательный компонент воспитательной модели класса осуществлялся нами через работу классного клуба «Вдохновение», что позволило использовав различные формы и методы деятельности классного руководителя, достигать запланированных целей и результата формирования нравственных ценностей ориентации школьников.
Процессуально-коммуникативный компонент включал в себя следующие элементы: формы и методы воспитательного воздействия; отношения взрослых и детей в классном сообществе; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на развитие нравственных ценностей. Этот компонент связывает все элементы системы в единое целое и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой. Наряду с традиционными формами и методами работы в воспитательном арсенале появились психологические тренинги, тренинг личностного роста, деловые и ролевые игры, коммуникативные игры, создание ситуаций успеха, нравственные ситуации, часы развития и общения, составление воспитательных проектов и т.д. Это значительно повысило эффективность воспитательного процесса.
Диагностико-результативный компонент содержит формы, методы и приемы изучения нравственных ценностей; критерии и показатели эффективности результатов.
В моделируемой воспитательной системе класса мерилом эффективности системы является нравственная развитость старшеклассников. Отражая специфику данного классного сообщества, мы руководствовались следующими критериями: созданием «нравственного лица» класса; развитостью нравственных стимулов, поступков и поведения; развитостью нравственного сознания; отношение к ценности жизни и ценностным отношениям; формированием жизненной позиции; конструированием индивидуальной жизни. В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются диагностические методики, позволяющие получить достаточно достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена.
Новое в образовании:
Взаимосвязь общения и идентичности
Общение является важнейшим источником самовосприятия. В свою очередь, некоторые особенности общения могут приводить к содержательным и структурным изменениям идентичности. Например, Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская (1994) считают, что такие особенности педагогического общения, как необходимость оц ...
Образовательный проект "Образование без обучения" повышения
квалификации педагогов ДО и общеобразовательных учреждений
"Образование взрослых не может строится как обучение студентов (лекции, семинары, экзамен) или обучение школьников (урок, домашние задания, выполняемые для учителя, ответ у доски, оценка). Оно может выступать как повышение квалификации – с выделением используемых профессиональных способов и пр ...
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта ...