Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 12

Из таблицы 11 видно, что к окончанию школы у старшеклассников меняются нравственные ценности и взгляды на наиболее значимые нравственные качества в человеке. Если в 9 классе доброту выбирали 18% как значимую ценность, то к 11 классу - 89%; гуманность - 3%, то к концу - 47%; милосердие в начале эксперимента выбрали 4%, то к окончанию школы 80%, толерантность в начале выбрали 26%, то в 11 классе - 70%.

Для получения более достоверных данных нами дано ранжирование выборов и их динамика в ходе экспериментальной работы. Сопоставив результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, отметим изменения в ранжировании оцениваемых личностных ценностей. По прежнему для старшеклассников важны любовь, взаимоуважение, понимание. Важно отметить, что такие ценности как доброта, гуманность, милосердие стали оцениваться выпускниками гораздо выше, чем в начале эксперимента. Гуманность с 10 места переместилась по рангу на 6, доброта - 8 места на - 5 место; милосердие с 11 места - на 9 место; отзывчивость с 5 - на 4 место. Однако эти изменения не прослеживаются ярко в показателях духовного совершенствования, а толерантность и чуткость по рангу переместились соответственно на 11 и 7 места. Эти выводы мы считаем достаточно достоверными, поскольку налицо изменения, произошедшие со старшеклассниками в течение нескольких лет воспитания классным руководителем нравственных ценностей в условиях гуманно-личностного подхода. Следовательно, целенаправленная деятельность классного руководителя обеспечивает высокий уровень воспитания нравственных качеств личности и создает предпосылки для дальнейшего развития, совершенствования нравственных ценностей личности. Отвечая на вопрос «Что необходимо делать, чтобы стать личностью?», 74% старшеклассников указывали на наличие следующих нравственных ценностей: «Надо быть добрыми», «Быть порядочными», «Быть гуманными», «Надо много работать над собой», «Надо быть духовно богатым», «Учиться быть терпимым».

Фантастический метод в форме незаконченного предложения (методика Н.Е. Щурковой): «Приплыла Золотая Рыбка и спросила: «Что тебе надобно?.» позволил определить приоритетные нравственные ценности старшеклассников. Если суммировать ответы учащихся, то они выглядят таким образом: «Хочу всегда быть честным» (73%), «Чтобы не было жестокости» (82%), «Хочу, чтобы меня уважали люди» (49%), «Чтобы родители любили и уважали друг друга» (94%), «Чтобы на Земле было больше добра» (100%), «Чтобы меньше было сирот» (98%), «Чтобы у меня была хорошая семья» (98%), «Чтобы процветал и развивался наш город» (91%), «Хочу быть добрым» (97%). Некоторые учащиеся не мечтают о многом, а просили у Золотой Рыбки «немного денег на покупку собаки», «чтобы родители перестали ссориться», «чтобы меньше пили родители», «немного денег на приобретение лекарства для мамы», «чтобы бабушка чаще бывала в гостях», «меньше было бомжей». Восхищения вызывают те прогнозы, которые строят старшеклассники. «Я сама буду всего добиваться в жизни, а не надеется на Золотую Рыбку». «Давайте ни о чем не будем просить Рыбку, а отпустим ее в чистое море или хотя бы в аквариум. Пусть она просто радует нас, виляя своим золотым хвостиком». Таковы ответы старшеклассников.

На вопрос «Если бы я был волшебником, чтобы я сделал в жизни?», ответы учащихся распределились так: «Чтобы был мир во всем мире» (89%), «Чтобы люди жили до 150-200 лет» (73%), «Чтобы не было войн, обмана, лжи» (96%), «Чтобы высшее образование стало доступным для всех практически, а не теоретически» (99%), «Чтобы все люди жили в своих домах» (82%), «Могли путешествовать» (95%), «Могли нравственно совершенствоваться» (84%).

Анализ этого достаточно сложного социально-нравственного портрета современного старшеклассника показывает, что в высказываниях учащихся выражается вся сложная и противоречивая социально-экономическая действительность. Все общечеловеческие ценности, имеющие в основе нравственное начало, так или иначе, находят отражение в ответах старшеклассников: боль за Отечество, милосердие и сострадание, уважение к родителям, трепетное отношение к семье, любовь к большой и малой Родине, стремление к знаниям и духовно-нравственному совершенствованию. Наряду с ними важными ценностями учащиеся называют «престиж», «деньги». В рамках одного исследования невозможно рассмотреть такое многоаспектное понятие, как «нравственные ценности», которое нуждается в глубоком философско-этическом обосновании и осмыслении.

Реализация данных направлений, на наш взгляд, возможна только в рамках определенной воспитательной модели класса нравственной ориентации, включая в работу классного руководителя основные виды деятельности: учебно-познавательную; досуговую; здоровье сберегающую; коммуникативную; деятельность по работе с семьей; деятельность по воспитанию гражданственности, нравственности; социальную; трудовую; экологическую.

Задача педагогов состоит в создании воспитывающей среды, способствующей к побуждению проявлений нравственных поступков, к самоутверждению, самораскрытию личности.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Новое в образовании:

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

План диагностики представлений детей дошкольного возраста о числах, освоенности счетных умений
Методика диагностики математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Цель диагностики: выявить представления детей о счете предметов и об их упорядоченности. ü Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). ü Сосчитай, сколько здесь квадр ...

Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru