Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 16

Рефлексивный компонент включает в себя критерии и показатели эффективности управления системой класса по воспитанию нравственных ценностей; анализ и оценку результативности функционирования данной системы; воспитательный анализ управления системой; самоуправление. Содержание рефлексивного управления включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе духовно-нравственных ценностей, к осознанию ответственности за свои суждения и поступки; приобщение к технологиям рефлексии; помощь в самоопределении ее границ, давать импульс к собственному поиску резервов развития.

6. В ходе исследования определены критерии и комплекс педагогических условий эффективной организации развития нравственных ценностей. Он включает: на взаимодействие с семьей классного руководителя во всех сферах деятельности и через различные формы психолого-педагогического просвещения родителей. Важным аспектом психолого-педагогического всеобуча родителей по воспитанию нравственных ценностей является форма творческого отчета, позволяющая раскрыть нравственный и творческий потенциал каждого школьника; педагогическая поддержка, включающая в себя инструментовку на свободный нравственный выбор, концентрацию на положительном в личности старшеклассника и на создании личностно-ориентированных ситуациях успеха; воспитывающая среда, позволяющая определить в нашем исследовании комплекса условий: создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций; индивидуальное педагогическое консультирование, рефлексивное взаимодействие через тетради «Доверия»; включающие в себя гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный), коммуникативно-психологический блок и, блок саморегуляции, рефлексивный, выполняющие корректирующую функцию в деятельности классного руководителя и учащихся, повышая духовные усилия в поведении старшеклассников по усвоению нравственных ценностей и углубляя процесс духовного развития эволюции субъектов воспитательного процесса; этическая защита осуществлялась посредством следующих принципов: «Я» - сообщение, великодушное прощение и интегральное вытеснение, игнорирование инструкции, санкционирования, паллиатива. Этическая защита сопровождалась созданием эмоционального фона, основанного на пассионарности и любви к школьникам.

В ходе исследования по воспитанию нравственных ценностей сконструировано и внедрено в практику учебно-методическое пособие «Тетрадь Доверия», позволяющее классному руководителю в индивидуальной работе с учащимися, оказании им педагогической поддержки. Исследование показало, что рабочие тетради «Доверия» способствуют личностному росту школьников, повышают доверие к классному руководителю, педагогам, родителям, помогают в создании эффективных педагогических условий развития нравственных ценностей.

Разработанная тематическая программа по воспитанию нравственных ценностей, базируется на тематических циклах «Нравственные корни», «Нравственные основы коммуникации», «Я - человек, но какой?», «Воспитание гражданина», «Слагаемые нравственной культуры», может быть использована классным руководителем в повседневной деятельности при планировании своей научно-методической работы по нравственному воспитанию учащихся.

Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость положений гипотезы в формировании нравственных ценностей старшеклассников. Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы.

Сделав акцент на развитие гуманистических экзистенциальных нравственных ценностей, реализовав ряд положений на практическом уровне, мы стремились определить и наиболее важные направления дальнейших исследований, к числу которых следует отнести:

проблемы подготовки классного руководителя к воспитанию нравственных ценностей у учащихся и опыта творческой деятельности учащихся к нравственным ценностям;

целесообразности вести научный поиск, направленный на выявление особенностей моделирования воспитательной системы класса в общеобразовательных учреждениях разного типа и вида; уточнение и углубление знания об отдельных этапах, периодах и фазах процесса моделирования;

создание моделей воспитательных систем гражданского, социального и культурологического направлений. Это поможет обогатить теоретический и практический опыт технологией моделирования воспитательных систем; развить в учащихся гражданские, культурные ценности и приобрести более глубокий социальный опыт;

создание новых педагогических условий по воспитанию нравственных ценностей учащихся, позволяющих совершенствовать процесс воспитания.

Решение этих проблем составляет предмет наших дальнейших исследований.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 

Новое в образовании:

Правовое воспитание
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, ...

Становление мировоззрения личности подростка
Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, наход ...

Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина Матрешки Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольн ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru