Рефлексивный компонент включает в себя критерии и показатели эффективности управления системой класса по воспитанию нравственных ценностей; анализ и оценку результативности функционирования данной системы; воспитательный анализ управления системой; самоуправление. Содержание рефлексивного управления включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе духовно-нравственных ценностей, к осознанию ответственности за свои суждения и поступки; приобщение к технологиям рефлексии; помощь в самоопределении ее границ, давать импульс к собственному поиску резервов развития.
6. В ходе исследования определены критерии и комплекс педагогических условий эффективной организации развития нравственных ценностей. Он включает: на взаимодействие с семьей классного руководителя во всех сферах деятельности и через различные формы психолого-педагогического просвещения родителей. Важным аспектом психолого-педагогического всеобуча родителей по воспитанию нравственных ценностей является форма творческого отчета, позволяющая раскрыть нравственный и творческий потенциал каждого школьника; педагогическая поддержка, включающая в себя инструментовку на свободный нравственный выбор, концентрацию на положительном в личности старшеклассника и на создании личностно-ориентированных ситуациях успеха; воспитывающая среда, позволяющая определить в нашем исследовании комплекса условий: создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций; индивидуальное педагогическое консультирование, рефлексивное взаимодействие через тетради «Доверия»; включающие в себя гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный), коммуникативно-психологический блок и, блок саморегуляции, рефлексивный, выполняющие корректирующую функцию в деятельности классного руководителя и учащихся, повышая духовные усилия в поведении старшеклассников по усвоению нравственных ценностей и углубляя процесс духовного развития эволюции субъектов воспитательного процесса; этическая защита осуществлялась посредством следующих принципов: «Я» - сообщение, великодушное прощение и интегральное вытеснение, игнорирование инструкции, санкционирования, паллиатива. Этическая защита сопровождалась созданием эмоционального фона, основанного на пассионарности и любви к школьникам.
В ходе исследования по воспитанию нравственных ценностей сконструировано и внедрено в практику учебно-методическое пособие «Тетрадь Доверия», позволяющее классному руководителю в индивидуальной работе с учащимися, оказании им педагогической поддержки. Исследование показало, что рабочие тетради «Доверия» способствуют личностному росту школьников, повышают доверие к классному руководителю, педагогам, родителям, помогают в создании эффективных педагогических условий развития нравственных ценностей.
Разработанная тематическая программа по воспитанию нравственных ценностей, базируется на тематических циклах «Нравственные корни», «Нравственные основы коммуникации», «Я - человек, но какой?», «Воспитание гражданина», «Слагаемые нравственной культуры», может быть использована классным руководителем в повседневной деятельности при планировании своей научно-методической работы по нравственному воспитанию учащихся.
Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость положений гипотезы в формировании нравственных ценностей старшеклассников. Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы.
Сделав акцент на развитие гуманистических экзистенциальных нравственных ценностей, реализовав ряд положений на практическом уровне, мы стремились определить и наиболее важные направления дальнейших исследований, к числу которых следует отнести:
проблемы подготовки классного руководителя к воспитанию нравственных ценностей у учащихся и опыта творческой деятельности учащихся к нравственным ценностям;
целесообразности вести научный поиск, направленный на выявление особенностей моделирования воспитательной системы класса в общеобразовательных учреждениях разного типа и вида; уточнение и углубление знания об отдельных этапах, периодах и фазах процесса моделирования;
создание моделей воспитательных систем гражданского, социального и культурологического направлений. Это поможет обогатить теоретический и практический опыт технологией моделирования воспитательных систем; развить в учащихся гражданские, культурные ценности и приобрести более глубокий социальный опыт;
создание новых педагогических условий по воспитанию нравственных ценностей учащихся, позволяющих совершенствовать процесс воспитания.
Решение этих проблем составляет предмет наших дальнейших исследований.
Новое в образовании:
Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования
Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные функции — это те, которые имеют н ...
Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии
«Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...
Реализация системы упражнений при работе над
однородными членами предложения в 4 классе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация проводилась на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе. В данном классе обучается 24 учащихся, из них 23 участвовали в опытно-экспериментальном исследовании, которое проводилось в три э ...