Экстатические игры от греческого "восхищение". Данный тип игр, в равной степени увлечение и взрослых и детей, отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление. Это человеческие забавы, отражающие высшую степень эмоций, смешение, перемещение в иную плоскость, своеобразное слияние со средой, с той деятельностью, которой люди занимаются.
К экстатическим забавам С.А. Шмаков относит современные танцы-игры, в которых за счет активных импровизационных движений, ритмических повторений, хореографического напряжения самовыражения танцующие дети испытывают эстетическое и физическое наслаждение, восторг. Тенденция слияния со средой порождает такие экстатические игры, как купание на волнах прибоя, катание на коньках, скоростной спуск на лыжах, скачки на лошадях, катание на каруселях и т.д.
В практике детей используются и экстатические интеллектуальные игры: народные гадания на картах. Жженой бумаге, кофейной гуще, составление гороскопов, хиромантия, увлечение амулетами. Признаки данных игр: спонтанный характер, максимальное самовыражение, экстаз, стремление к соединению с природой.
Освобождающие игры. Этот тип игр, очевидно, имеет право на существование. Он в чем-то родственен экстатическим играм. К данному типу игр следует отнести: 1. ми-метрические игры-пантомимы, пародирование, экспромтные драматизации детей (акробатика, кукольное представление, и номера оригинального жанра). 2\ Юмористические забавы: розыгрыши. Игры- шутки, анекдоты, страшилки и т.д. 3. Трюки, парадоксы, фокусы, в которых как бы попирается природное, естественное и утверждается нечто надземное, таинственное необычное. 4. Игры случайного выигрыша, непредсказуемой удачи: карты, домино, бильярд. Их еще называют азартными, но азарт-примета пра4тических всех игр, как случайный выигрыш. В играх этого типа можно заметить: проявление эмоциональной разрядки и эмоционального самообладания ("замри", "мигалки"), скорость реакции, скорость мысли, быстрота движения, "освобождение" от внутренних стереотипов поведения. Мышления, овладение объектом подражания, находящимся вне сознания. 5. Лечебные игры. Возникшие в 20- е годы. Психотерапевтические навыки сотрудничества, диалога, способность к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в семье и группе сверстников. Данный вид игр учителям, воспитателям, практическим психологам почти незнаком. Лечебные игры - традиционное средство, используемое в психиатрии, терапии, логопедии и др. Лечебные игры остаются для детей по форме развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, а по сути они способны снять напряжение, помочь детям "выплеснуть" негативные эмоции, разрядиться.
Интеллектуальные игры.
Их называют также познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка.
В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста - интеллектуальными. Мы полагаем, что понятие "познавательные" распространяется практически на все виды детских игр. Термин "дидактические" правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики. Такие определения, как "обучающие", "учебные", "предметные", входя в понятие "дидактические". Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности. В "контекстном" обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными развивающими целями, что активизирует процесс познания. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка,
Новое в образовании:
Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...
Создание глобальной информальной образовательной среды как стратегическая
задача России
Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Стратегическая задача России в ближайшее десятилетие – полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество. Информационное общество – это результат сочетания дв ...
Общественный быт, его влияние на воспитание детей
В становлении ребенка как личности важна была роль окружающей его социальной среды, а именно: регулирование поведения человека на основе определенных нравственных норм обществом — ближайшими соседями, всем селением в целом. Сельской жизнью с древнейших времен (с X—XI вв.) руководила община. Она нен ...