В концепции очередного этапа реформирования школы делается акцент на исключительно важном изменении социально-педагогической атмосферы и образа школы: она призвана стать вторым домом детей, в котором хорошо. Комфортно и интересно каждому ребенку.
Известно, что современный ребенок-ученик действует до сих пор ограниченно и задано: слушает, смотрит, читает, пишет, считает, повторяет, говорит в жестких рамках школьной пресловутой дисциплины. Школьник мало двигается, сочиняет, моделирует.
Современная система образования нацелена на использование всех возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Целью современного образования является развитие тех свойств личности, которые нужны обществу для включения в социально-ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средством, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. При этом особое место отводится проблеме повышения познавательной активности.
Данной проблеме издавна уделяется особое внимание, но повышенный интерес она вызывает именно сегодня.
Широкое освещение получил этот вопрос в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Я.Н. Божович, С.Л. Рубинштейн, А.В. Леонтьев, Г.И. Щукина, Т. И. Шамова, Л. С. Выготский и др.
Далеко не все возможности в этом направлении используются. К таким мало используемым средствам активизации познавательной деятельности относится игра.
В старшем школьном возрасте формируется высший этап развития познавательной потребности - целенаправленная познавательная деятельность. Повышается интерес к школе и учителю. Учение у них приобретает непосредственный жизненный смысл.
Так С.А. Шмаков констатирует, что наиболее разносторонне и глубоко изучены игры для дошкольников, им посвящены более семидесяти процентов всех диссертаций и монографий по игре. Общая психолого-педагогическая концепция детской игры построена пока на данных об играх дошкольников.
He смотря на это, роль игры в процессе обучения зачастую недооценивается. Но основной причиной редкого использования игры на уроках является не столько не доверие к ее возможностям, сколько недостаток методических разработок по их использованию, именно поэтому играть на уроках учителю очень трудоемко. Огромное время занимает изготовление и подготовка игры к применению на уроке.
В связи с этим применение игр на уроке носит эпизодический характер и не складывается в целостную систему.
Анализ методической и педагогической литературы, а также беседы и анкетирование учеников и учителей дает возможность считать, что в дипломной работе мы рассматриваем проблему, которая вызывает высокий интерес, как в теоретических исследованиях, так и в практическом плане.
В связи с этим требуется разработка новых - нетрадиционных методик, которые бы включали игровые элементы в учебные и не учебные процессы.
Тема нашего исследования: «Игра, как средство активизации познавательной деятельности».
Изучив состояние данной проблемы, выдвинули гипотезу: специально организованная работа, основанная, на использование игры и игровых форм обучения в учебном процессе будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, повышению качества знаний, развитию любознательности и интереса, будет способствовать желанию, самостоятельно пополнять свои знания, если:
1. Учитель ориентируется в современных подходах развития познавательной активности учащихся.
2. Систематически и целенаправленно используют игровые методы.
3. Если игра будет использована на различных этапах урока в соответствии с поставленной целью.
На основе гипотезы была сформулирована цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов определить влияние игровых форм обучения на развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
- изучить состояние проблемы использования игры в литературе;
- изучить современные подходы и дидактические условия успешного развития познавательной активности;
- разработать методику преподавания на основе игровых форм в учебном процессе и показать влияние ее на познавательную активность;
- изучить состояние проблемы использования игры в обучении на практике;
- изучить опыт учителей средней школы в реализации игровых форм обучения в учебном процессе.
Объектом исследования является развитие познавательной деятельности.
Предмет исследования: игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Методы исследования, используемые в работе:
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
- анкетирование, беседа;
- проведение экспериментального исследования. База исследования: средняя школа г.Амурска.
Логика исследования:
1. Изучение литературы;
2. Апробирование темы;
3. Написание диплома.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, биЪграфии и приложения.
Во введении актуальность темы, цель и задачи, гипотеза и методы исследования.
Первая глава посвящена теоретическому анализу литературных источников по исследуемой проблеме, состоянию развития познавательной активности на практике. Раскрываются особенности игры как средства активизации познавательной активности на практике.
Вторая глава содержит описание системы работы по использованию игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Новое в образовании:
Взаимоотношения детей в совместной деятельности
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверст ...
Понятие и педагогическое значение использования цифровых образовательных
ресурсов
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быт ...
Исследование агрессивности по методике Басса – Дарки
На втором этапе проводилось исследование агрессивности у подростков по методике Басса – Дарки. Опросник предлагался подросткам, находящимся в следственном изоляторе, и подросткам обычной средней школы. После проведенного исследования полученные данные были обработаны и приведены в приложении в диаг ...