Вопросы активизации познавательной деятельности школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. На обычном уроке учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и повторяют действия. При этом «сущность деятельности ученика состоит в восприятии, осознании и сохранении в памяти большего или меньшего объема полученной в готовом виде информации, которая становится его знанием». Современное общество заинтересовано в формировании личности активной, творчески мыслящей, с развитым интеллектом. Таким образом, проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда когда учитель использует разные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. Предпочтительными кажутся те формы, которые как уже выше упомянуто называют «формами активного обучения» и которые способны заинтересовать учащихся стимулировать и мотивировать процесс познания. Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, эта форма самоорганизации и саморегуляции учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Реализация принципа активности в обучении имеет, определяющие значение т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Знакомство с процессом познавательной деятельности целесообразно начать с рассмотрения ее структуры. М. Н. Скаткин считает что нельзя познавательную деятельность отождествлять с мышлением. "В познавательной деятельности - пишет он - имеют место не только процессы мышления, но и внимание, память, воля и др."
С. Л. Рубинштейн указывал еще на одну особенность в процессе познавательной деятельности в отличии от мыслительной всегда проявляется отношение человека к окружающему. Вместе с тем познавательная деятельность всегда осуществляется на базе мышления. Мышление - это основная форма, способ, психологический механизм познавательной деятельности. В анализе познавательной деятельности М.Н. Скаткин исходит из того, что она представляет собой сложную систему, в качестве "структурной единице" которой можно выделить познавательное действие.
Т.И. Шамова в своей книге "Активизация познавательной деятельности" познавательное действие рассматривает как более широкое понятие, чем "умственные операции". Познавательное действие всегда предполагает получение нового познавательного результата. Познавательное действие характеризуется осознанием цели, в силу чего осознается и само действие, ведущее к достижению этой цели. Т.е., под познавательным действием имеется в виду осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи. Однако познавательное действие отличается от познавательной деятельности. Основное ее отличие Т.И. Шамова видит в том, что в отдельном познавательном действии не проявляются все необходимые этапы познания. Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.
М. Н. Скаткин утверждал, что активизация познавательной деятельности направлена на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование активности и самостоятельности как качества личности школьников. Такая активизация - условие развития не только умственных возможностей ученика, но и личности в целом. Ученый труд творческого характера пробуждает интерес к знаниям и процессу учения, способствует развитию любознательности. «Мы должны воспитывать так, — писал В. А. Сухомлинский, — чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряженная, утомительная работа школьника окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца . Активная жизнь детской мысли — это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знании, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе». Ряд исследователей говорит о том, что «много дает для активизации деятельности учеников организация их самостоятельной работы». Так Дайри указывает, что самостоятельность признается качеством процесса познания, чертой личности учащегося, она проявляется в области мотивации, мышления, речи, практики, умения организовать свой учебный труд и т. д. Самостоятельная работа организуется при изучении нового материала, выполнении домашних заданий, проверке знаний, повторении и на основе всех источников (включая изложение учителя), из которых черпают знания учащиеся. «Всякая попытка учителя «внести» в ребенка познание минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает… самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитании его личностных свойств и качеств». Давыдов отмечает, что учебный предмет должен быть построен на основе обобщений и теоретических понятий о нем. Но усвоение его содержания должно осуществляться школьниками путем самостоятельной учебной деятельности, т.к. самостоятельность мышления следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Т. И. Шамова выделяет активность внутреннею (мыслительную) и внешнею (моторную). В процессе изучения имеет место, как тот, так и другой вид активности.
Новое в образовании:
Система работы по абилитации и реабилитации детей с ДЦП
«Синдромом, препятствующим всем формам восстановительного лечения, является церебральная гипотрофия, наблюдающаяся у 70% детей. Недостаточность массы тела и роста ребенка при рождении сохраняется, нередко, и в последующие годы его жизни» (Семенова К.А.) Общие рекомендации: С первого дня интенсивной ...
Диагностика эмоциональной устойчивости учителя
Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. По данным Н.А. Аминова (1988), эмоциональ ...
Классификация наглядных средств обучения и их виды
Наглядность - "Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений". На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом п ...