Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 5

Содержательный компонент моделирования воспитательной системы класса носит полиструктурный характер, он выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на становление у воспитуемых нравственных ценностей. Содержательный компонент выполняет следующие функции: ориентирующую (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования); субъектно-личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей; операционную - создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего); духовную - ориентация на духовно нравственные общечеловеческие ценности, нормы и правила в поведении и поступках.

Воспитательная система класса строится на основе содержа- тельной программы воспитания.

Цели и задачи программы:

воспитание нравственных ценностей старшеклассников на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;

ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;

формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентаций.

Разработанная программа воспитания нравственных ценностей состоит из введения и пяти крупных тем (блоков). Первый тематический блок включает классные часы под общим названием: «Нравственные корни»; второй блок - «Нравственные основы коммуникации»; третий - «Я - человек, но какой?»; четвертый - «Воспитание гражданина»; пятый блок - «Слагаемые нравственной культуры». В процессе работы по программе классный руководитель усложняет цели и ставит новые задачи перед школьниками, подводит к пониманию о наличии у человека внешней и внутренней культуры; формирует нравственные представления о природе конфликтов и путей их разрешения, вскрывает противоречия, окружающие человека, развивает представления о жизненной позиции человека-хозяина своей судьбы, о нравственных формах взаимоотношений, проявление толерантности; показывает величие Человека как существа мыслящего нравственного, творческого. Программа реализуется в различных формах взаимодействия на классных часах, дискуссиях, беседах, тренингах, решении этических задач, практикумах, турнирах знатоков, нравственных норм. Работа по программе раскрывает содержательную сущность данной модели, ориентированную на воспитание нравственных ценностей у старшеклассников.

Содержательный компонент концептуальной воспитательной системы класса основан на компонентах личностного опыта классного руководителя, учащихся, родителей, выделенных Е.В. Бондаревской. Содержательный компонент воспитательной модели класса осуществлялся нами через работу классного клуба «Вдохновение», что позволяет использовать различные формы и методы деятельности классного руководителя, достигать запланированных целей и результата формирования нравственных ценностных ориентаций школьников.

Выбор доминирующего вида деятельности обусловлен многими факторами: возрастными особенностями старшеклассников; интересами учащихся, родителей классного коллектива; личностными особенностями классного руководителя; особенностями педагогического коллектива, участвующего в воспитательной работе класса, типомучебного заведения.

Процессуально-коммуникативный компонент, включает в себя: формы и методы воспитательного воздействия; отношения взрослых и детей в классном сообществе; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на развитие нравственных ценностей.

Этот компонент связывает все элементы системы в единое целое и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой. Наряду с традиционными формами и методами работы, классные руководители в последнее время используют новые формы и методы воспитательного воздействия (В.А. Караковский, И.П. Иванов, А.С. Прутченков, Н.Е. Щуркова). В воспитательном арсенале классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей эффективны психологические тренинги, тренинги личностного роста, деловые, ролевые и коммуникативные игры, создание ситуаций успеха, практикумы, нравственные ситуации, часы развития и общения, составление воспитательных проектов и т.д. Важную роль играет целенаправленный системный характер воспитательной работы классного руководителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируют ...

Девиантное поведение детей и подростков
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных ...

Игровая деятельность ребенка
В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой, развивающей физические и психические возможности и в то же время предохраняющей от преждевременной встречи с жестокой реальностью. Дети играют так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Ребенок едет на деревянном ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru