Таблица 3 Концептуальная модель воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников
В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловливающая педагогическое кредо воспитателя, целевые установки и ценностные ориентиры общества, образовательного учреждения и данного классного сообщества, особенностями ученического коллектива и спецификой условий жизнедеятельности. «Воспитать человека, - писал А. С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути».
При разработке результативной цели необходимо соблюдать ряд требований: они должны быть направлены на развитие нравственного потенциала, овладение учащимися ценностным отношением к себе и окружающей социальной действительности; сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества; учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям классного коллектива и условиям его жизнедеятельности; должны быть обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации; быть конкретными, четко и ясно сформулированными; гибкими, т.е. обладать способностью к корректировке; трудными, но реально достижимыми; диагностичными. Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т. к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение желаемого образа выпускника. Мы формулируем их следующим образом:
приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры;
обеспечивающие повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классном сообществе;
обеспечивающие участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе для перспективного развития учащихся и классного коллектива.
Перспективы, по мнению А. С. Макаренко, могут быть разными по продолжительности их достижения и социальной ценности («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но должны способствовать росту личности и коллектива. В зависимости от возраста старшеклассников, целевых установок учащихся, уровня развития классного коллектива, перспективы могут быть близкими (посещение театра, выставок, обсуждение личностно-значимой, нравственной проблемы), средними (участие в конкурсах, туристические поездки), далекими (стать воспитанным человеком, оставить добрый след в школе и т.д.).
В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы класса, ориентированной на воспитание нравственных ценностей:
развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно- ориентированного воспитания;
развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций;
создание условий для нравственного самовыражения личности;
развитие и динамика становления субъект – объектно-субъектных отношений между членами классного сообщества;
педагогическая поддержка личности;
построение отношений на основах добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива.
Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие следующих субъектов: классного руководителя, учащихся класса, родителей класса, значимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др.)
Особое место в воспитательной системе класса отводится классному руководителю как главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании воспитательной системы класса. Он разрабатывает как близкие, так и далекие цели воспитательной системы, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников, осуществляет индивидуальный подход к старшеклассникам.
Новое в образовании:
Особенности и роль наглядного обучения в решении
образовательно-воспитательных задач
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как изв ...
Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
П.С. Выготский рассматривал игру как «школу произвольного поведения». Конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой дея ...
Влияние исторических экскурсов на развитие познавательного
интереса школьников
Было проведено анкетирование учителей Кыласовской средней общеобразовательной школы и Средней общеобразовательной школы № 16 города Кунгура. Анкетирование Бессоновой Аиды Азатовны (МОУ "Кыласовская средняя общеобразовательная школа"). Учитель работает по учебнику А.Г. Мордковича. Использу ...