Задачами в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей являются: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении; создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Основными направлениями в деятельности классного руководителя по развитию нравственных ценностей являются: индивидуальная работа с учащимися и родителями классного сообщества; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы.
Вышеназванные качества помогают адекватно выстраивать отношения со следующим участником субъект-субъектных отношений - учащимися класса. Учащиеся класса являются полноправными субъектами развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы класса. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными особенностями, возрастом учащихся, влияющими на создание индивидуальной воспитательной системы класса. Особенностями возраста старшеклассников является то, что они вступили в фазу юности. Для них характерна потребность в диалоге, их интересует поиск решения проблем, не только с целью «найти истину», но и самоутвердиться.
Ценнейшим психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, которое равнозначимо «для юноши настоящей коперниковской революции» (И. С. Кон).
Третьим важным компонентом в создании воспитательной системы класса являются родители. Они выполняют важные функции при создании воспитательной системы нравственной ориентации, принимая активное участие в построении модели класса, в составлении плана воспитательной работы классного руководителя; в событийной деятельности класса, ощущая нравственное единение со своими детьми и с классным руководителем.
Существенную роль в построении концептуальной модели воспитательной системы класса играют личностные качества классного руководителя. И.П. Подласый, Б.Т. Лихачев и др. выделяют свыше 60 черт характера современного идеального классного руководителя.
Для воспитания нравственных ценностей старшеклассников наиболее значимыми являются следующие личностные качества классного руководителя: доброжелательность, чуткость, нравственная чистота, справедливость, гуманность, эмпатия, альтруизм, открытость, толерантность, активная жизненная позиция.
Исследования ученых (Е.Н. Степанов, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев и др.) показывают, что если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если классный руководитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащихся класса отличает активность, самостоятельность. Не случайно при смене классного руководителя претерпевает значительные изменения воспитательная система этого класса.
Было бы неполным рассмотрение данного вопроса, если бы мы не включили других значимых взрослых (учителей-предметников, администрацию, психолога и др.) в субъект-субъектный компонент моделирования воспитательной системы класса. Мы согласны с мнениями Е .Н. Степанова, отмечающего, что правильно поступают в тех учреждениях образования, где пытаются объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность в том или ином классе, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов.
Наиболее плодотворным типом взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников, учащихся и родителей по воспитанию нравственных ценностей является сотрудничество, которое предполагает: объективное знание, взаимопонимание, опору на лучшие стороны друг друга; гуманные, доброжелательные и доверительные взаимоотношения; активность взаимодействующих сторон в установлении контактов и организации деятельности; совместно осознанные и принятые цели и правила действий; положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост детей, родителей и самых педагогов.
Новое в образовании:
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим
недоразвитием речи
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем фо ...
Игры, направленные на развитие памяти и внимания
«Вызови по имени». Дети, предварительно разбившись на две команды, бегают, прыгают в произвольном порядке. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч бол ...
Этапы обучения правильному звукопроизношению
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дых ...