Задачами в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей являются: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении; создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Основными направлениями в деятельности классного руководителя по развитию нравственных ценностей являются: индивидуальная работа с учащимися и родителями классного сообщества; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы.
Вышеназванные качества помогают адекватно выстраивать отношения со следующим участником субъект-субъектных отношений - учащимися класса. Учащиеся класса являются полноправными субъектами развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы класса. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными особенностями, возрастом учащихся, влияющими на создание индивидуальной воспитательной системы класса. Особенностями возраста старшеклассников является то, что они вступили в фазу юности. Для них характерна потребность в диалоге, их интересует поиск решения проблем, не только с целью «найти истину», но и самоутвердиться.
Ценнейшим психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, которое равнозначимо «для юноши настоящей коперниковской революции» (И. С. Кон).
Третьим важным компонентом в создании воспитательной системы класса являются родители. Они выполняют важные функции при создании воспитательной системы нравственной ориентации, принимая активное участие в построении модели класса, в составлении плана воспитательной работы классного руководителя; в событийной деятельности класса, ощущая нравственное единение со своими детьми и с классным руководителем.
Существенную роль в построении концептуальной модели воспитательной системы класса играют личностные качества классного руководителя. И.П. Подласый, Б.Т. Лихачев и др. выделяют свыше 60 черт характера современного идеального классного руководителя.
Для воспитания нравственных ценностей старшеклассников наиболее значимыми являются следующие личностные качества классного руководителя: доброжелательность, чуткость, нравственная чистота, справедливость, гуманность, эмпатия, альтруизм, открытость, толерантность, активная жизненная позиция.
Исследования ученых (Е.Н. Степанов, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев и др.) показывают, что если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если классный руководитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащихся класса отличает активность, самостоятельность. Не случайно при смене классного руководителя претерпевает значительные изменения воспитательная система этого класса.
Было бы неполным рассмотрение данного вопроса, если бы мы не включили других значимых взрослых (учителей-предметников, администрацию, психолога и др.) в субъект-субъектный компонент моделирования воспитательной системы класса. Мы согласны с мнениями Е .Н. Степанова, отмечающего, что правильно поступают в тех учреждениях образования, где пытаются объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность в том или ином классе, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов.
Наиболее плодотворным типом взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников, учащихся и родителей по воспитанию нравственных ценностей является сотрудничество, которое предполагает: объективное знание, взаимопонимание, опору на лучшие стороны друг друга; гуманные, доброжелательные и доверительные взаимоотношения; активность взаимодействующих сторон в установлении контактов и организации деятельности; совместно осознанные и принятые цели и правила действий; положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост детей, родителей и самых педагогов.
Новое в образовании:
Теоретические предпосылки развития программы универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...
Теоретико-методологические основы общего физкультурного образования детей и
учащихся
В последнее время процессы преобразования в различных сферах человеческой деятельности осуществляются на основе концептуализации и программирования. Данное направление интенсивно развивается и в сфере физкультурного образования. Несмотря на то, что потребность в разработке концепций явно наблюдаетс ...