Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 1

Методологическими ориентирами в построении концептуальной модели деятельности классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы как системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический, аксиологический, личностный. Эти подходы использовались в данном исследовании в единстве и взаимосвязи. Ведущую роль выполняет системный подход, который позволяет выделить интегративные инвариативные системообразующие связи и отношения, определить, что в системе является устойчивым, а что переменным. Системный подход (Л.В. Загрекова, Н.В. Кузьмина, И.В. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) как методологическая ориентация позволяет рассматривать класс как целостную социально-педагогическую систему в тесной взаимосвязи ее компонентов: цели воспитания, учащиеся, учителя, родители, содержание воспитания, формы и методы воспитания, собственно процесс воспитания старшеклассников. Воспитательная система класса тесно взаимодействует с воспитательной системой школы.

Каждый компонент системы выполняет определенную роль, однако главными компонентами являются воспитуемые (старшеклассники) и классный руководитель, учителя как социально-организованные личности, ставящие перед собой определенные цели.

В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности классного руководителя может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры классного руководителя, родителей; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников. Кратко рассмотрим основные методологические подходы, обеспечивающие создание концептуальной модели класса по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников.

системный подход (Л.В. Загрекова, Н.В. Кузьмина, И.В. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) рассмотрен нами в главе II п.1.1;

проблемно-целевой подход (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, И.А. Колесникова, В.М. Розов, Л.И. Рувинский) как способ структуризации,применяется при решении задач комплексного планирования и управления классным руководителем процессом воспитания в классе. Он предусматривает объединение целей, сроков, руководства, управления в составе целостного процесса, направленного на воспитание нравственных ценностей старшеклассников;

деятельностный подход (В.В. Давыдов, О.С. Газман, Л.В. Загрекова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина, Н.Е. Щуркова) включает в себя признание того факта, что развитие человека происходит путем овладения человеческой деятельностью. К. Д. Ушинский отмечал, имея ввиду деятельностный характер воспитания, что почти все правила воспитания «вытекают непосредственно из основных положений: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите ее средствами к неограниченной поглощающей душу деятельности». Деятельностный подход как методологический принцип концепции требует от классного руководителя перевода учащегося в позицию субъекта воспитания. О. С. Газман, раскрывая сущность деятельностного подхода в воспитании, указывал, «что воспитание - это сотрудничество детей и взрослых с целью создания благоприятных условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

культурологический подход (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, Н.Б. Крылова) основан на положении о том, что нравственное воспитание школьников понимается как целенаправленное «вхождение в контекст культуры с помощью педагога и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строя свою жизнь, достойную человека». Особенность культурологического подхода в воспитании нравственных ценностей состоит в том, что он интегрирует культуру, научные знания и духовный опыт и ориентирует воспитание на поиск человеческих (нравственных) смыслов. Наиболее полно культурологический подход рассмотрен Е.В. Бондаревской, которая видит «человека культуры» как человека свободного, гуманного, творчески мыслящего, духовно и нравственно богатого, имеющего практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...

Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом с ...

Значение общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечнососудистую систему и дыхательный аппарат. Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и состав ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru