Методологическими ориентирами в построении концептуальной модели деятельности классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы как системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический, аксиологический, личностный. Эти подходы использовались в данном исследовании в единстве и взаимосвязи. Ведущую роль выполняет системный подход, который позволяет выделить интегративные инвариативные системообразующие связи и отношения, определить, что в системе является устойчивым, а что переменным. Системный подход (Л.В. Загрекова, Н.В. Кузьмина, И.В. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) как методологическая ориентация позволяет рассматривать класс как целостную социально-педагогическую систему в тесной взаимосвязи ее компонентов: цели воспитания, учащиеся, учителя, родители, содержание воспитания, формы и методы воспитания, собственно процесс воспитания старшеклассников. Воспитательная система класса тесно взаимодействует с воспитательной системой школы.
Каждый компонент системы выполняет определенную роль, однако главными компонентами являются воспитуемые (старшеклассники) и классный руководитель, учителя как социально-организованные личности, ставящие перед собой определенные цели.
В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности классного руководителя может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры классного руководителя, родителей; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников. Кратко рассмотрим основные методологические подходы, обеспечивающие создание концептуальной модели класса по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников.
системный подход (Л.В. Загрекова, Н.В. Кузьмина, И.В. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) рассмотрен нами в главе II п.1.1;
проблемно-целевой подход (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, И.А. Колесникова, В.М. Розов, Л.И. Рувинский) как способ структуризации,применяется при решении задач комплексного планирования и управления классным руководителем процессом воспитания в классе. Он предусматривает объединение целей, сроков, руководства, управления в составе целостного процесса, направленного на воспитание нравственных ценностей старшеклассников;
деятельностный подход (В.В. Давыдов, О.С. Газман, Л.В. Загрекова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина, Н.Е. Щуркова) включает в себя признание того факта, что развитие человека происходит путем овладения человеческой деятельностью. К. Д. Ушинский отмечал, имея ввиду деятельностный характер воспитания, что почти все правила воспитания «вытекают непосредственно из основных положений: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите ее средствами к неограниченной поглощающей душу деятельности». Деятельностный подход как методологический принцип концепции требует от классного руководителя перевода учащегося в позицию субъекта воспитания. О. С. Газман, раскрывая сущность деятельностного подхода в воспитании, указывал, «что воспитание - это сотрудничество детей и взрослых с целью создания благоприятных условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».
культурологический подход (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, Н.Б. Крылова) основан на положении о том, что нравственное воспитание школьников понимается как целенаправленное «вхождение в контекст культуры с помощью педагога и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строя свою жизнь, достойную человека». Особенность культурологического подхода в воспитании нравственных ценностей состоит в том, что он интегрирует культуру, научные знания и духовный опыт и ориентирует воспитание на поиск человеческих (нравственных) смыслов. Наиболее полно культурологический подход рассмотрен Е.В. Бондаревской, которая видит «человека культуры» как человека свободного, гуманного, творчески мыслящего, духовно и нравственно богатого, имеющего практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве;
Новое в образовании:
Иллюстрация разработки инструментария для
определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...
Опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из
неблагополучных семей
Социальный приют для детей и подростков – это воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. На момент прохождения преддипломной практики и реализации программы, в КОГКУ СО «Сунский социальный прию ...
Структура учебной деятельности
Психологическая структура учебной деятельности определяется как целостное единство учебно-важных качеств и их взаимосвязей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность. Психологическая структура учебной деятельности состоит из пяти функциональных блоков учебно-важн ...