Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 18

Затем логопед предлагает детям рассудить спор животных. Он объясняет, что все животные нужны человеку, они ему помогают, каждое из них по-своему приносит пользу.

5. «Театр»

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка.

Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:

Какая лиса? (хитрая, проворная).

Какой волк? (злой, голодный).

Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).

Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.

6. «Кто домашний, а кто дикий?»

Цель: дифференциация домашних и диких животных.

Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: «Дикое» (или: «Домашнее»). Затем отсчитывает 5–7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становиться ведущим.

7. «Звери заблудились»

На доске картинки с изображением («Дом», «Лес»).

Детям раздаются картинки диких и домашних животных.

Они подходят к доске по очереди.

Образец речи: «Это кошка. Домашнее животное. Живёт около человека»; «Это волк живет в лесу. Дикое животное».

Тема: «Птицы»

1. «Угадай, кто улетел?»

Цель: расширение словаря существительных по теме.

На фланелеграф выставляются картинки с изображениями птиц. Дети внимательно их рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка, Дети отвечают, какая птица улетела.

2. «Составь из частей птицу»

Цель: практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.

Игра проводится с разрезанными картинками. Дети составляют птицу и называют части тела.

3. «Кто прилетел к кормушке?»

Один ребёнок описывает плану, остальные догадываются, о ком едет речь.

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у неё есть?

Домашняя или дикая эта птица? (Если дикая, то зимующая или перелетная; живет на севере, на юге или в средней полосе).

Как называется её дом?

Чем питается?

Как называют детенышей?

Как подает голос?

Какую пользу приносит?

Ребёнок выходит под аплодисменты друзей и рассказывает по плану. Можно изобразить знаменитых писателей, артистов, которые придумали «рассказ» про птиц, животных и т.д.

Таким образом, с помощью разнообразных игр повысился уровень лексической стороны речи у детей с ОНР.

Также в процессе формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, проводилась большая работа с родителями. Разработан ряд консультаций и советов для родителей.

Консультации для родителей

Консультация первая: «Главные воспитатели – игра»

Давая поручения ребёнку, чаще родители отмахиваются или просто неумело отстраняют детей от помощи по дому, боясь небрежного обхождения с дорогой – посудой, утюгом… Тут следи и следи! Куда легче оставить малыша с игрушками и действовать самому.

Да, вклад современного ребёнка-дошкольника в наш семейный, домашний труд пока невелик. Но так было не всегда. В прошлые времена ребёнок рано начинал трудовую жизнь: 4-летний «мужчина» ловко управлялся с маленьким луком, арканом, ставил капканы на птиц, 5-летняя девочка носила в дом воду, работала с мамой в поле, шила одежду… Ну и, конечно, основная работа детей 4–7 лет: уход за младшими братьями и сестрами. С утра и до вечера 6-летняя девочка возится с малышом, кормит, следит; у мамы другие заботы. В общем, ребёнок вносил отнюдь не «игровой», а вполне серьёзный, весомый вклад в трудовые будни семьи, в производство пищи, одежды, уход за младшими.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Новое в образовании:

Возрастные особенности развития учащихся в начальной школе
Младший школьный возраст обычно означает период с 6-7 до 10—11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребе ...

Состояние краеведческих знаний младших школьников с ЗПР после специального обучения
После проведения ряда внеклассных занятий в рамках обучающего эксперимента был проведен контрольный срез краеведческих знаний учащихся по методике констатирующего эксперимента. 1 этап: наблюдение за деятельностью детей во внеклассной работе. При проведении внеклассных мероприятий с использованием к ...

Коррекционная работа по формированию у детей с задержкой психического развития пространственных представлений
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и целостного в ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru