Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 15

4. «Из чего сделана посуда»

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.

Например: Вилка из металла – металлическая.

Стакан из стекла – стеклянный.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Ложка из дерева – деревянная.

Тарелка из пластмассы – пластмассовая.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

5. «Разложи продукты по своим местам»

Цель: развитие навыков словообразования.

Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам.

Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д.

Затем логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.

6. «Что нарисовано?»

Детям предлагают изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребёнок должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.

Например: «Это тарелка – столовая посуда»; «Это чашка – чайная посуда».

7. «Водичка»

На столе разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и т.д. рядом стоим емкость, наполненная водой, и миска с песком или землей. Логопед детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует их: «Я наливаю воду из чайника в чашку»; «Я выливаю воду из чашки в кастрюлю».

Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения, используя глаголы наливать и выливать.

Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки), наливать куда-то (в стакан, кастрюлю), полить что-то (землю, грядку). Логопед учит детей слышать близкие слова и различать их значения в зависимости от приставок.

Тема: «Мебель»

1. «День рождения Маши»

Логопед объявляет детям, что сегодня у куклы Маши день рождения. Она решила пригласить гостей. Дети по предметным картинкам и наводящим вопросам логопеда составляют рассказ «День рождения Маши».

План рассказа:

Где Маша готовила еду? (На кухне).

Какая там стоит мебель? (Кухонная).

Откуда Маша достала продукты? (Из холодильника).

Где Маша резала салаты? (На столе).

Где жарила мясо? (На плите).

Из какого шкафа Маша достала праздничное платье? (Из платяного).

В какую комнату Маша пригласила гостей? (В гостиную комнату).

Куда Маша поставила угощение для гостей? (На обеденный стол).

Откуда Маша достала тарелки? (Из серванта).

Перед чет Маша расчесывала волосы, когда гости ушли? (Перед трюмо).

В какой комнате легла Маша спать, когда кости ушли? (В спальной комнате).

Какая там стояла мебель? (Спальная мебель).

Куда Маша сложила праздничное платье? (В платяной шкаф).

Куда Маша легла спать? (В кровать).

2. «Котёнок»

Логопед показывает детям игрушечного котенка и говорит: «К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Логопед прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят: «Котенок на стуле»; «Котенок в шкафу» и т.д. Затем логопед тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребёнку. После того, как он выполнит задание, логопед спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Новое в образовании:

Коррекционная работа по формированию у детей с задержкой психического развития пространственных представлений
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и целостного в ...

Языковые особенности устно-поэтических произведений
Произведения устно-поэтического творчества издревле являются составной частью детской литературы. Некоторые из них (и даже целые жанры) создавались специально для маленьких слушателей (читателей), другие же перешли к ним из числа бытовавших первоначально только среди взрослых. Хранителями и распрос ...

Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru