Индивидуализация и дифференциация воспитания

Педагогика и воспитание » Индивидуальный подход в воспитании детей » Индивидуализация и дифференциация воспитания

Страница 1

Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность.

Индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, свойственных отдельному человеку, которые заложены природой или приобретены ею в индивидуальном опыте. Особенными могут быть интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, наклонов, способностей и другое. Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирования всех качеств личности.

Глубокое знание индивидуальных особенностей ученика необходимо для решения двух заданий, взаимоувязанных между собой:

1) индивидуализации - поддержки и развития единичного, особенного, своеобразного как потенциала личности;

2) социализации - адаптации в социальной среде и самореализации личности в нем.

Индивидуализация воспитания - это система средств, которая способствует осознанию учеником своих сильных и слабых возможностей, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственного понятия. Индивидуализация содействует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.

Педагогическая поддержка заключается в общем с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать позитивных результатов в учебе (О.С. Газман).

Основанием педагогической поддержки есть взаимоотношения равноправия, равноценности, уважения и доверия между учителем и учеником.

Индивидуализация предусматривает:

1) индивидуально ориентированную помощь ученикам в осознании собственных потребностей, интересов, целей учебы;

2) создание условий для свободной реализации нанесенных природой способностей и возможностей;

3) поддержку школьника в творческом самовыражении;

4) поддержку ученика в рефлексии.

Следовательно, педагогическая поддержка используется с целью помощи ученикам в решении проблем: диагностической, поисковой, деятельностной, рефлексивной. Конечно, она не может заменить процесс учебы - основной путь получения поколениям, что подрастает, социального опыта, создаваемого человечеством на протяжении тысячелетий. В этом случае осуществляется индивидуальный подход, суть которого заключается в управлении развитием ученика, что базируется на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода предусматривает приспособление форм и методов педагогического влияния к индивидуальным особенностям школьника с целью обеспечения запроектированного уровня развития личности.

Под дифференциацией понимают такую форму индивидуализации, когда ученики, похожие за определенными индивидуальными особенностями, объединяются в группы для отдельной учебы. В педагогической литературе есть два срока: "внешняя дифференциация" и "внутренняя дифференциация". Сроком "внешняя дифференциация" помечают такую организацию учебного процесса, при которой для удовлетворения разносторонних интересов, способностей и наклонов учеников создаются специальные дифференцированные классы, школы. Термин "внутренняя дифференциация" применяют к такой организации учебного процесса, при которой развитие индивидуальности осуществляется в условиях работы учителей в обычных классах.

Внешняя дифференциация учебы осуществляется за двумя направлениями:

1) путем создания классов и школ на основе специальных способностей, интересов и профессиональных наклонов учеников (профильные и специализированные учебные заведения, классы с углубленным изучением отдельных предметов);

2) путем создания школ и классов за определенным уровнем общего умственного развития учеников и состояния здоровья учеников (школы для одаренных детей и подростков, школы для детей с отклонением в здоровье, классы выравнивания).

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
Экспериментальное исследование проводилось на базе 52 школы г. Орска. Контрольную группу составили 15 детей 3 "Б" класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 3 "А" класса. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Для исследования были использованы следующие ...

Технология разработки занятия с использованием интерактивной доски
В настоящее время развитие компьютерных технологий позволяет решать широчайший круг задач, как в домашнем применении, в области бизнеса, так и в образовании. В образовательном процессе в наше время очень широко используются интерактивные доски. Интерактивные доски бывают разных марок и видов. Но в ...

Анализ и оценка эффективности реализованной программы по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта
В течение семи недель была проведена программа по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта для детей и подростков. Данная программа была одобрена исполняющим обязанности директора КОГКУ СО «Сунский социальный приют для детей и подростков». ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru