При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
Следующая форма роботы, которую выделяет Л. В. Кондрашова, это семинарское занятие. Семинарские занятия проводятся в старших классах, после изучения основных разделов программы. Ученики подготавливают рефераты или сообщения по пройденным темам, которые им заранее распределяет учитель.
Практикум – проводится с учениками старших классов, и предусматривают наличие определенного оборудования. Они проводятся в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах .
Факультатив является одной из эффективнейших форм группового дифференцированного обучения, который направлен на углубление знаний при изучения обязательных учебных программ. Они проводятся по специальным программам. Лекции объединяются с практической работой. На факультативах широко применяется проблемное обучение. Происходит развитие индивидуальных способностей учеников.
Домашняя работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного управления учителя. Домашняя работа организуется с учетом таких условий:
наличие в ученика познавательного интереса по изучению данного вопроса; ответственное отношение учеников к выполнению домашнего задания; придерживание дидактических принципов. Проверка выполненной работы учащимися, проводится учителем на уроке.
Дополняет урочную систему внеклассная работа. К формам внеклассной работы относятся: предметные кружки, школьные научные общества, ученические конференции, предметные вечера и недели, лектории.
Л. В. Кондрашова отмечает, что в процессе организации учебно-воспитательной деятельности учащихся учитель использует разные методы. Метод – в переводе с греческого значит «путь, исследование, способ».
В учебнике А. И. Кузминского, А. В. Омеляненко метод воспитания понимается, как способ влияния воспитателя на сознание, волю и поведение учащихся с целью формирования у них стойких убеждений и определенных норм поведения.
Внутренняя содержательная сущность методов, приемов и средств воспитания, их использование обуславливается целью и задачами воспитания.
Сегодня существует огромное количество разнообразных методов воспитания. Методы воспитания классифицируются в зависимости от их функциональной направленности. Опираясь на это, выделяют такие группы методов воспитания.
1. Методы формирования сознания и убеждений.
2. Методы организации деятельности и формирования поведения.
3. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности личности.
К методам формирования сознания и убеждений относятся: убеждение, пример, требование.
В деятельности воспитателя убеждение является основным инструментом влияния на личность воспитуемого. Указывая на сущность этого метода, известный педагог Н. И. Болдырев писал, что убеждение – это воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении.
Убеждение – это метод воспитания, который предусматривает специальное целенаправленное влияние на сознание, волю и чувства воспитанников с целью формирования у них стойких убеждений, определенных норм поведения.
Убеждение, как метод воспитания реализуется с помощью определенных приемов. Следует отметить, что приемы могут выступать составной определенного метода, а также исполнять функцию самого метода. Требования метода убеждения могут быть реализованы с помощью таких приемов: беседа, уговаривание, дискуссия, обращение к чувствам совести и чести.
О. Я. Савченко важное место среди общих методов воспитания отводит методу примера. Пример – это метод воспитания, который предусматривает организацию образца для наследования с целью оптимизации процесса социального унаследования. Существенная роль в этом методе принадлежит педагогу-воспитателю, так как его роль заключается в создании примера, своеобразного идеала, который смог бы увлечь воспитанника.
Н. К. Крупская «Для ребят, – отмечала она, – идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными. У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение».
Новое в образовании:
Приоритетные направления воспитательной и
развивающей работы с младшими подростками
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Труднос ...
Девиантное поведение детей и подростков
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных ...
Основные методы выявления и изучения педагогических инноваций
После определения содержания инновационной деятельности учителя, определения сущности педагогических инноваций, перейдём к характеристике основных методов выявления и изучения педагогических инноваций. Прежде, чем приступить, сделаем короткое замечание. Методы выявления и методы изучения педагогиче ...