В воспитательных колониях в настоящее время сосредоточена значительная часть сотрудников различных служб, включенных в общий педагогический процесс: начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, оперативные работники, педагогические работники школы, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Однако основная роль в педагогическом процессе принадлежит педагогическому коллективу школы и сотрудникам психологической лаборатории.
Педагогические кадры школ воспитательных колоний и работники психологической службы на сегодняшний день являются наиболее образованными и подготовленным для решения стоящих перед пенитенциарными учреждением задач. В большинстве колоний педагогические коллективы составляют педагоги с высшим образованием, в то время, когда «процент лиц с высшим образованием среди среднего и старшего начсостава по УИС в целом составил на 1 января 2003 г. всего 53,2 процента».
Серьезной проблемой в организации эффективного учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях является проблема взаимодействия между школой и другими подразделениями воспитательной колонии. Несмотря на предпринимаемые педагогическими коллективами школ воспитательных колоний усилия по координации воспитательного воздействия на воспитанников с сотрудниками различных подразделений, реального сотрудничества, как правило, не происходит. Зачастую долговременные титанические усилия, направленные педагогами школы и психологами учреждения на ресоциализацию конкретного воспитанника, имеющие в своей основе выраженные положительные тенденции, буквально перечеркиваются педагогически неверными действиями отдельных сотрудников. Чаще всего ими являются сотрудники оперативных служб, не имеющие необходимых знаний. Наличие такой проблемы в большинстве воспитательных колоний России свидетельствует о необходимости более глубокой педагогизации пенитенциарного процесса с привлечением квалифицированных кадров, владеющих не только основами оперативной работы, но и имеющих необходимый минимум знаний в области педагогики и возрастной психологии. Время настойчиво диктует необходимость реформирования системы исполнения наказаний в отношении осужденных несовершеннолетних именно в направлении ее педагогизации и гуманизации.
Существенной проблемой, влияющей на эффективность учебно-воспитательного процесса в школах воспитательных колоний является частая сменяемость контингента учащихся в течение учебного года.
У поступающих в колонию воспитанников отсутствует психологическая готовность к учению. Низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста воспитанника классу обучения становятся серьезными препятствиями на пути его эффективного обучения и воспитания. Школа и происходящие в ней процессы вызывают у деликвентов только отрицательные эмоции, что является прямым следствием их глубокой десоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу в школе – характерное явление среди подавляющего большинства воспитанников в адаптационный период, особенно среди лиц, находящихся в карантинном отделении.
Эффективный учебно-воспитательный процесс в современной школе воспитательной колонии невозможен без создания необходимой материально-технической базы. К сожалению, в последнее десятилетие прошлого века, а также в первые годы нынешнего, внимание федеральных органов управления УИС к этой проблеме было ослаблено. Из-за отсутствия финансирования в большинстве колоний материально-техническая база морально и физически устарела, либо не была создана вовсе. Колонии фактически не обеспечиваются новыми учебниками и учебно-методическими пособиями. Их приобретение стало для школ серьезной проблемой и препятствием в обеспечении полноценного учебного процесса. Только благодаря личному энтузиазму педагогов школы и привлеченным к этой проблеме представителям общественности ежегодно удается обновлять фонд учебной литературы на 15-20%. «Средств из бюджета на материальное обеспечение школы и учебного процесса не хватает, - констатируют В. Кабакин и В. Шматков. – Многое добывается… «методом попрошайничества».Комментируя эту ситуацию, заместитель начальника ГУИН Минюста России по воспитательной работе В.Л. Полозюк, считает, что «в большинстве школ сложилось крайне неблагоприятное положение с комплектованием учебниками, учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Органы управления образованием на местах не уделяют должного внимания этим вопросам, и школы комплектуются по остаточному принципу. На 20 воспитанников приходится по 4-5 учебников, а учебные пособия для вспомогательных классов практически отсутствуют. Учебники устарели». Отсутствие современной учебной литературы и справочных пособий, а также особенности распорядка дня и режима содержания в воспитательной колонии, делают невозможной самоподготовку воспитанников и выполнение ими домашних заданий. Крайне скудной является база учебно-наглядных пособий школ. Настенные карты, используемые в учебном процессе, зачастую вдвое старше самих обучаемых. Три четверти воспитательных колоний России не имеют до настоящего времени современного компьютерного оборудования, в компьютерных классах (там, где они созданы) зачастую установлены морально устаревшие машины, обучение на которых основам современной информатики и решение других учебных задач невозможно. Следует также отметить, что в большинстве регионов страны крайне низкой остается эффективность работы созданных при колониях попечительских советов, которые по своему статусу и возможностям должны были бы и могли бы решать эти проблемы.
Новое в образовании:
Коммуникативная компетентность – как одна из ключевых
компетентностей
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, прос ...
Сущность педагоических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...
Особенности формирования пространственных
представлений у детей с задержкой психического развития
Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как ...