Моделирование воспитательной системы - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель. В то же время организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность - 7-8 месяцев. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана работы классного руководителя. В плане целесообразно отразить поднаправления: изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива; проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества; деятельность по сплочению и развитию коллектива класса
Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель). Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
2. Цель и задачи воспитательной системы класса.
3. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества.
4. Механизм функционирования и построения воспитательной системы
5. класса (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы).
6. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Таким образом, моделирование воспитательной системы класса представляет собой совокупность компонентов воспитательного процесса от диагностических до механизмов деятельности или содержания и контроля, Данные компоненты выстраиваются в определенной последовательности в строгой иерархии и зависимости друг от друга.
Моделирование – это своего рода построение предполагаемого образа воспитательной системы в целом и зависящее от конкретных целей и задач на данном этапе его построения.
Новое в образовании:
Из истории развития преподавания естествознания
Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию и географии в школе, условно можно выделить три периода. Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознания и географии. В это время ...
Педагогические условия развития математических представлений посредством
информационных технологий
В педагогическом словаре педагогические условия понимаются, как обстоятельства, от которых что-либо зависит. Под комплексом педагогических условий понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств в процессе обучения, и является результатами целенаправленного отбора, приме ...
Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...