Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Педагогика и воспитание » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металлов » Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Страница 1

Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений.

Так, при подготовке к урокам, связанным с формированием умений и навыков по выполнению какой-либо операции ручной обработки материалов, решаю следующие общие вопросы:

подбираю объекты работы, посильные для учащихся;

определяю методику изложения нового материала;

организую самостоятельную работу учащихся.

Решать указанные вопросы приходится каждый раз на базе конкретного учебного материала.

Подбор работы, посильной для учащихся. Объект работы должен прежде всего отвечать учебной программе и быть посильным для учащихся с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовки. К изделиям учащихся необходимо предъявлять определенные технические требования, в частности относительно точности обработки. Если к качеству изделий предъявлять определенные требования, то ребята работают внимательнее и достигают лучших результатов. Однако, ставя перед детьми требования к точности работы, надо помнить, что возможности учащихся ограничиваются их способностью управлять рабочими движениями. В связи с этим мне приходится довольно часто изменять конструкцию изделий, чтобы учащиеся могли изготовить их с меньшей точностью, но не снижая их эксплуатационных качеств.

Объект работы должен быть посильным для ребят и в связи с физической нагрузкой. Разрезая металл ножницами, не закрепленными в тисках, ребятам приходится прикладывать значительные усилия, чтобы удерживать инструмент в нужном положении. Поэтому нервно-мышечное напряжение детей сохраняется на протяжении всей работы. При работе ножницами, закрепленными в слесарных тисках, такой недостаток устраняется, и учащиеся могут резать более толстый и твердый листовой материал.

При выполнении операции строгания древесины, наблюдения показали, что если рубанок наладить на снятие стружки толщиной 0,4 мм, то пятиклассники быстро утомляются, качество работы снижается. Учащимся же 6класса снятие стружки такой толщины под силу. Следует нормировать физическую нагрузку учащихся и что делать это можно различными способами. Необходимо подбирать приемы работы, наиболее отвечающие возможностям детей, применять приспособления и др. Основная трудность в том, что нет каких-либо нормативов. Поэтому учителям приходится самостоятельно, следя за внешними проявлениями утомления, определять посильность работы для учащихся и соответственно этому применять различные меры, направленные на нормирование физической нагрузки.

Определение методики изложения нового материала. Готовясь к конкретному уроку, мне приходится каждый раз определять содержание и формы инструктажа. Эффективность инструктажа во многом зависит от умения рационально сочетать рассказ с демонстрацией. Проиллюстрирую это на примере обучения операции опиливания металлов. Учащихся делю на три группы. Первую группу обучаю, показывая образцы изделий, приемы опиливания, рабочую позу, приемы проверки результатов работы и демонстрирую соответствующие плакаты. На плакате изображено положение инструмента в различные моменты работы. Силу, прилагаемую к инструменту, изобразили в виде стрелок разной длины. Величина стрелок показывает сравнительную величину усилий левой и правой рук. Никаких дополнительных устных объяснений я не даю. Вторую группу обучаю с помощью подробного объяснения приемов опиливания, ритма и темпа работы, значения самоконтроля. Тут также показываю образец изделия и плакат. Однако в этой группе я не демонстрировала приемов работы с напильником. В третьей группе показ сочетался с подробным объяснением. После четырех занятий была проведена контрольная работа по опиливанию во всех трех группах. Результаты позволили сделать вывод, что при обучении опиливанию одного показа недостаточно, точно так же недостаточно и одного объяснения. Этот вывод подтверждается тем, что наилучшие результаты показала третья группа, где объяснение сочеталось с показом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второ ...

Сущность понятия «компетентность» и «ключевая компетентность»
Обобщение исследований, проводимых в Западной Европе по проблеме ключевых конструктов, показывает, что общепринятого их определения нет. К ним относят ключевые квалификации (Германия), базовые навыки (Дания), ключевые навыки (Великобритания). Анализ предлагаемых структур и перечень этих конструктов ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Проблема неуспеваемости определённой части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определённая группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихс ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru