Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Педагогика и воспитание » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металлов » Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Страница 2

Организация самостоятельной работы учащихся

В настоящее время применяется главным образом традиционная методика формирования умений и навыков, которая складывалась десятилетиями. В последнее время стало заметным стремление повысить эффективность трудового обучения за счет усилия роли самоконтроля в процессе формирования умений и навыков.

Остановимся на методике обучения отдельных операций слесарной обработки металлов.

Разметка. Операция разметки довольно часто стоит на первом месте в технологическом процессе слесарной обработки деталей. Существуют несколько способов разметки: по шаблону, по образцу детали, по чертежу. Первые два обеспечивают большую производительность, однако применяются только при изготовлении партии одинаковых деталей. В условиях трудового обучения в школе разметка чаще всего выполняется по чертежу. С самого начала внимание учащихся обращаю на необходимость правильно держать линейку, угольник, чертилку и правильно проводить риски. Учащимся рассказываю, к каким последствиям в процессе обработки детали приводят ошибки в разметке – волнистые линии, проведение рисок за несколько проходов.

На первых порах дети допускают ошибки при откладывании размеров по линейке, начиная отсчет не от нуля, а от единицы. Поэтому необходимо тщательный контроль за качеством работы учащихся. Овладев начальными умениями разметки, учащиеся переходят к применению указанной операции при изготовлении изделий. Поэтому объекты работы следует подбирать так, чтобы сложность задания по разметке постепенно возрастала. Практикой установлено, что начинать следует с разметки от кромки заготовки, а затем переходить к разметке от осевых линий. Научившись построению простых геометрических фигур, ребята переходят к нанесению прямых рисок, сопряженных с криволинейными.

При разметке сложных контуров применяют шаблоны. При всей кажущейся простоте приемов разметки по шаблону приходится констатировать, что дети часто допускают ошибки. Обычно они плохо прижимают шаблон к заготовке, и он смещается во время разметки. На это следует обращать внимание учащихся.

Сложные контуры разметки бывает необходимо накернить. При этом тоже довольно часто допускают типичную ошибку: неправильно устанавливают кернер (вершина кернера не совпадает с линией разметки), делают одно углубление за несколько ударов, а не за один, как это положено.

Правка, гибка, клепка, рубка. Перечисленные операции выполняют с помощью молотка. Поэтому их называют ударными. Так, операция правки требует умения наносить точные удары молотком (обычно локтевые и кистевые), гибка сопровождается более сложными условиями труда, чем простая правка, так как приходится пользоваться оправками; при клепке требования к точности попадания возрастают еще больше, так как промахи приводят к порче поверхностей соединяемых деталей, что трудно устранить последующей обработкой. При рубке необходимо уметь попадать молотком точно в головку зубила, так как промахи приводят к травмам левой руки. Дополнительная сложность в данной работе обусловлена необходимостью изменять после каждого удара положение зубила. Таким образом, рубка требует умелой координации движений правой и левой рук.

Изготовление детали довольно часто начинается с оправки заготовки. Нередко учащиеся склонны рассматривать правку как вспомогательную операцию, не играющую важной роли в технологическом процессе. Поэтому следует убедить их, что от правильности выполнения правки во многом зависит качество будущего изделия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...

Этапы обучения групповой работе
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе ''школоведение'' ( Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь), в это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, ч ...

Структура учебной деятельности
Психологическая структура учебной деятельности определяется как целостное единство учебно-важных качеств и их взаимосвязей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность. Психологическая структура учебной деятельности состоит из пяти функциональных блоков учебно-важн ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru