Построение воспитательной системы начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заместитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Этот метод широко используется в научной и практической деятельности.
Многовековой опыт использования метода моделирования в науке и технике, несомненно, полезен и для педагогических работников. Но при этом надо отчетливо понимать, что моделирование воспитательных систем существенным образом отличается от моделирования технических систем. Оно имеет следующие отличительные черты: субъект моделирования является компонентом моделируемой системы; субъект формирования модельных представлений, как правило, участвует и в процессе их реализации; значительная часть совокупного субъекта моделирования не обладает профессиональной подготовкой к деятельности по созданию модели; - воспитательная система как объект моделирования включает в себя разнокачественные элементы, так как состоит из компонентов человеческого, вещного и идейного характера; объектом моделирования выступает воспитательная система как самоорганизующееся и саморазвивающееся явление, что обусловливает формирование постоянно изменяющихся модельных представлений о нем и детерминирует относительную незавершенность и непрерывность процесса моделирования; успешность реализации модельных представлений зависит не только от качества разрабатываемой модели, но и от того, как протекал процесс ее разработки.
Совокупность перечисленных отличий может быть признана основанием для рассмотрения моделирования воспитательных.
Моделирование воспитательной системы с младшими школьниками - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Моделирование воспитательной системы целесообразно рассматривать как процессуальную систему, составными частями которой являются:
§ субъект моделирования;
§ объект моделирования;
§ процесс деятельности по формированию модельных представлений о воспитательном процессе в классе;
§ модель и результаты, достигнутые при ее использовании в процессе воспитания и организации жизнедеятельности классного сообщества.
В качестве субъекта моделирования воспитательной системы выступает классное сообщество - классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса. Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса и администрации образовательного учреждения, выступающего в роли руководящего направляющего и контролирующего органа. Необходимость выполнения учащимися субъектной роли в деятельности по созданию модели воспитательной системы обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, учащиеся - это значительная часть классного сообщества, их интересы, потребности и устремления должны в максимальной степени учитываться при формировании модельных представлений о целях, принципах, формах и способах организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;
Новое в образовании:
Содержание понятия логика
Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что значит "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозна ...
Понятие логическая грамотность
Логика (от греч. "наука о правильном мышлении", "искусство рассуждения") - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке ...
Система профилактических мероприятий с дошкольниками и родителями по
профилактике детского травматизма
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это: – Занятия: ознакомление с окружающим миром, разв ...