Процесс воспитания как система

Страница 2

Процесс воспитания является сложной динамической системой. Какая-нибудь система не может существовать вне определенной среды и может быть понятной лишь во взаимодействии с ним. В соответствии с принципом иерархичности процесс воспитания является лишь одним из компонентов социальной среды. Поэтому системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия процесса воспитания как системы со средой. В свою очередь, каждая воспитательная ситуация, как элемент воспитательного процесса, сама является системой. В то же время, будучи системным образованием, она исполняет роль элемента более широких систем (морального воспитания и др.). Всю многочисленность элементов можно выучить лишь при условии фиксации всей системы в действии. А это означает, что нужно определить их участие в процессе, то есть в непрерывном изменении во времени. Именно поэтому процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Рассматривать процесс воспитания в динамике — значит определить, как он зарождался, развивался и будет развиваться в будущем.

В современной теоретической педагогике существуют много критерии выделения (отделение) разных структур процесса воспитания. Самыми известными являются модели, построенные за критериями последовательности этапов (стадий) развития процесса во времени.

За критерием связи и зависимостей между компонентами, которые обеспечивают эффективность протекания процесса, выделяется такая последовательность его организации:

1) проектирование процесса, что включает определение цели и конкретных заданий воспитания;

2) определение содержания воспитания (организация трудовой, природоохранной, ценностно-сориентированной, художественной, спортивной и др. деятельности);

3) формы, методы регуляции межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;

4) контроль и подведение итогов, установки соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

Следующая структура тоже основывается на выделении последовательных этапов процесса, но за другим критерием - за критерием последовательности этапов и соответствующих педагогических действий. Она имеет ряд стадий:

1) ознакомление с общими нормами и требованиями;

2) формирование отношений;

3) формирование взглядов и убеждений;

4) формирование общей направленности личности.

Первым этапом процесса воспитания является осознание воспитанниками норм и правил поведения, которые им предлагаются. Для того, чтобы поводить себя правильно, необходимо определить для себя критерии поведения. А.С. Макаренко практиковал проведение с воспитанниками специальных бесед теоретического характера: о честности, отношении к посторонним, своих, государственных вещей, сдержанность, уважение к женщине, ребенку, человеку преклонных лет. Им была разработана даже теория поступков относительно общества. Подобные беседы разрабатывал и проводил с учениками И.о. Сухомлинский, большинство из которых отражено им в книгах по вопросам воспитания школьников.

Источники получения знаний о нормах и правилах поведения разные: слово воспитателя, его личный пример, пример других людей, интересная книга, статья в газете, журнале и тому подобное.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Детские игровые площадки под открытым небом
Детские игровые площадки занимают активное участие в комплексных программах развития инфраструктуры любого города. Элементы игровых конструкций, оборудование и сопутствующие работы формируются в зависимости от того на какой возраст ориентированы площадки, месторасположение в городе, климатические у ...

Урок – основная форма организации обучения в современной школе
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М.Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен ...

Календарно-тематическое планирование на уроках биологии
Число часов в неделю – 2 ч. Таблица 4 – Календарно – тематическое планирование (1 четверть; фрагмент) Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание Общие закономерности 1.Введение. Биология – наука о жизни 2.09.11   Прочитать с.3-5учебника ,написать краткую статью ,аргу ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru