Процесс воспитания как система

Страница 2

Процесс воспитания является сложной динамической системой. Какая-нибудь система не может существовать вне определенной среды и может быть понятной лишь во взаимодействии с ним. В соответствии с принципом иерархичности процесс воспитания является лишь одним из компонентов социальной среды. Поэтому системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия процесса воспитания как системы со средой. В свою очередь, каждая воспитательная ситуация, как элемент воспитательного процесса, сама является системой. В то же время, будучи системным образованием, она исполняет роль элемента более широких систем (морального воспитания и др.). Всю многочисленность элементов можно выучить лишь при условии фиксации всей системы в действии. А это означает, что нужно определить их участие в процессе, то есть в непрерывном изменении во времени. Именно поэтому процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Рассматривать процесс воспитания в динамике — значит определить, как он зарождался, развивался и будет развиваться в будущем.

В современной теоретической педагогике существуют много критерии выделения (отделение) разных структур процесса воспитания. Самыми известными являются модели, построенные за критериями последовательности этапов (стадий) развития процесса во времени.

За критерием связи и зависимостей между компонентами, которые обеспечивают эффективность протекания процесса, выделяется такая последовательность его организации:

1) проектирование процесса, что включает определение цели и конкретных заданий воспитания;

2) определение содержания воспитания (организация трудовой, природоохранной, ценностно-сориентированной, художественной, спортивной и др. деятельности);

3) формы, методы регуляции межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;

4) контроль и подведение итогов, установки соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

Следующая структура тоже основывается на выделении последовательных этапов процесса, но за другим критерием - за критерием последовательности этапов и соответствующих педагогических действий. Она имеет ряд стадий:

1) ознакомление с общими нормами и требованиями;

2) формирование отношений;

3) формирование взглядов и убеждений;

4) формирование общей направленности личности.

Первым этапом процесса воспитания является осознание воспитанниками норм и правил поведения, которые им предлагаются. Для того, чтобы поводить себя правильно, необходимо определить для себя критерии поведения. А.С. Макаренко практиковал проведение с воспитанниками специальных бесед теоретического характера: о честности, отношении к посторонним, своих, государственных вещей, сдержанность, уважение к женщине, ребенку, человеку преклонных лет. Им была разработана даже теория поступков относительно общества. Подобные беседы разрабатывал и проводил с учениками И.о. Сухомлинский, большинство из которых отражено им в книгах по вопросам воспитания школьников.

Источники получения знаний о нормах и правилах поведения разные: слово воспитателя, его личный пример, пример других людей, интересная книга, статья в газете, журнале и тому подобное.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Соотношение квалификационной категории педагога и его стремление к развитию личности
В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах (академиях) повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педагогических образовательных учреждений. Практика показывает, что ...

Результаты исследования адаптации ребенка в коллективе на примере объединения дополнительного образования театральной студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Всем известно, что любая работа оценивается, конечно же, прежде всего по видимому конкретному результату. Особенно это касается театральных занятий. Ведь их результат, как ни какой другой, виден наглядно на сцене. Никто не знает как проходят занятия в театральной студии, как протекает учебный и тре ...

Этапы обучения правильному звукопроизношению
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дых ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru