Для достижения этой цели выделили следующие задачи:
Помочь детям повысить уровень познавательной активности.
Сформировать у детей понимание здоровья, как состояния единства физического, психического и социального компонентов этого феномена.
Повысить уровень знаний детей о факторах влияния на здоровье человека (положительно, отрицательно).
Повысить уровень знаний, умений и навыков в области методов и способов сохранения и укрепления здоровья.
Таблица 5. Программа формирующего этапа эксперимента
Этап |
Цели и задачи |
Формы и методы работы. |
Ответственные за организацию и проведение. |
Результаты |
1.Вводное занятие «Что такое здоровье?» |
Цель: добиться осознания детей термина здоровья как состояние полного физического и душевного благополучия человека. Познакомить с планом работы по «Книге здоровья». 1.Помочь осознать детям термин здоровья как состояние полного физического и душевного благополучия человека. Познакомить с планом работы по «Книге здоровья». 2. Способствовать развитию внутреннего плана действий воспитанников. 3. Воспитывать чувство ответственности за себя и окружающих людей. |
Фронтальная, в парах. Рассказ, объяснение, диалог, обсуждение и анализ жизненных ситуаций, упражнения. |
Воспитатель |
Дети были внимательны, активны на протяжении всего занятия. С удовольствием выполняли предложенные им упражнения. При обсуждении и анализе жизненных ситуаций дети были активны и предлагали еще и ситуации из собственной жизни. Выделяли проблемы и находили пути их решения. В конце занятия с помощью воспитателя вывели определение термина «здоровье». |
2. Занятие на тему: «Скелет. Кости и суставы». |
Цель: способствовать воспитанию ответственности детей за сохранение и укрепление физического Здоровья через осознание важности и ценности скелета в жизни человека. 1. Познакомить с функциями костей и суставов. 2.Развивать умения сохранять целостность скелета. 3.Воспитывать ответственность за свое физическое здоровье. |
Фронтальная. Рассказ, диалог, конструирование, упражнения, объяснение по плакату. |
Воспитатель |
Дети были внимательны, активны на протяжении всего занятия. С удовольствием выполняли предложенные им упражнения. При оформлении страницы «Книги здоровья» активно обсуждали предложенный им материал для страницы и то, как лучше его распределить на листе. |
3. Занятие на тему: «Органы пищеварения». |
Цель: способствовать воспитанию культуры здорового питания посредствам раскрытия важности органов пищеварения в жизнедеятельности человека и правил здорового питания. 1.Познакомить с работой органов пищеварения и с правилами здорового питания. 2. Способствовать развитию познавательного интереса к теме «Здоровье». 3. Способствовать воспитанию культуры правильного питания детей. |
Фронтальная, групповая. Рассказ, объяснение, диалог, упражнения, игра, наглядность. |
Воспитатель и диетсестра. |
Дети были внимательны, активны на протяжении всего занятия. С удовольствием выполняли предложенные им упражнения. При оформлении страницы «Книги здоровья» активно обсуждали предложенный им материал для страницы и то, как лучше его распределить на листе. На ужине после занятия применили полученные знания на практике, не разговаривали, тщательно пережевывали пищу и так далее. Это говорит о том, что дети усвоили материал занятия. |
4. Занятие на тему: «Органы дыхания. Как и зачем мы дышим». |
Цель: добиться осознания детей ценности органов дыхания и важности их укрепления и развития. 1.Познакомить учащихся с органами и техникой дыхания, а также факторами, влияющими на органы дыхания. 2. Способствовать развитию умения сохранять свои органы дыхания здоровыми. 3.Воспитывать бережное отношение к своему организму. |
Фронтальная, в парах. Рассказ, объяснение, диалог, упражнения, наглядность. |
Воспитатель и врач. |
Активность детей бала в процессе всего занятия на высоком уровне. В конце занятия, оформляя страницу «Книги здоровья», дети обсуждали приобретенные знания и воспроизводили упражнения дыхательной гимнастики по личной инициативе. Что свидетельствует тому, что поставленной цели занятия мы достигли. |
5. Занятие на тему: «Органы зрения». |
Цель: убедить воспитанников в необходимости соблюдения гигиенических правил направленных на сохранение зрения. 1.Рассмотреть строение органов зрения, а также роль органов зрения в жизни человека и факторы влияния на него. 2. Способствовать развитию гигиенических навыков в сохранении и снятия напряжения с органов зрения. 3.Содействовать воспитанию бережного отношения к органам зрения. |
Фронтальная, в парах. Рассказ, объяснение, демонстрация наглядных средств обучения, диалог, упражнения. |
Воспитатель. |
Дети были внимательны, активны на протяжении всего занятия. С удовольствием выполняли предложенные им упражнения. В конце занятия самостоятельно составили памятку правил сохранения зрения и, оформляя страницу книги внесли предложение включить эту памятку в нее. Мы приняли решение, что такие памятки ребята будут составлять в конце каждого занятия, для каждого изучаемого органа. |
6. Занятие на тему: «Органы слуха». |
Цель: Раскрыть суть и убедить воспитанников в важности сбережения слуха. 1.Познакомить учащихся со строением, с ролью органов слуха и факторами, оказывающими на него. 2. Способствовать развитию умения в области охраны и укрепления слуха. 3. Содействовать воспитанию бережливого отношения к собственному слуху и окружающих. |
Фронтальная. Рассказ, объяснение, демонстрация и рассказ по плакату, упражнения, диалог. |
Воспитатель. |
Активность детей бала в процессе всего занятия на высоком уровне. В конце занятия, оформляя страницу «Книги здоровья», дети обсуждали приобретенные знания. Составили текст памятки по охране слуха. Анализируя обсуждения ребят, мы пришли к выводу, что материал занятия они усвоили. |
7. Занятие на тему: «Органы кровообращения. Сердце». |
Цель: убедить воспитанников в важности активного отдыха и занятий физической культурой в жизнедеятельности человека. 1.Раскрыть суть работы сердца, определить роль его в жизни человека. 2. Способствовать развитию элементарных представлений учащихся по поводу сохранения и укрепления деятельности сердца. 3. Способствовать формированию положительного отношения воспитанников к активному отдыху. |
Фронтальная, в парах. Рассказ, объяснение, диалог, демонстрация и рассказ по плакату, упражнения. |
Воспитатель. |
При подведении итогов дети продемонстрировали достаточный уровень усвоения материала занятия. Хочется отметить, что они начали приглашать к нам в отрядную комнату детей из других отрядов и проводить, своего рода, экскурсы по страницам «Книги здоровья». Следовательно, включились в пропаганду ЗОЖ. |
8. Занятие на тему: «Закаливание организма» |
Цель: Способствовать развитию осознанного интереса к процедурам закаливания. 1. Ознакомить учащихся с правилами закаливания организма, с важность закаливания в укреплении иммунитета. 2. Способствовать формированию положительного отношения воспитанников к процедурам закаливания. 3. Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье. |
Фронтальная. Рассказ, объяснение, диалог, убеждения. |
Врач |
В процессе занятия дети осознали важность и пользу процедур закаливания. Все согласились закаляться под руководством врача. |
9. Инструктажи по технике безопасности: - Т.Б. на прогулке; - Т.Б. в столовой; - Т.Б. в здании школы; - Т.Б. в спальном корпусе; - «Законы глинницкого братства» (закон территории, дружбы, слова, бережливости); - пожаробезопасность (беседа о действиях при пожаре, игровая ситуация «Пожар»); - Т.Б. при коллективном выходе за территорию санатория; - правила поведения на пляже. |
Цель: способствовать формированию убеждения воспитанников в необходимости соблюдения правил безопасности в различных жизненных ситуациях и местах пребывания. 1. Познакомить воспитанников с правилами поведения и техники безопасности в различных местах пребывания и жизненных ситуациях. 2. Способствовать развитию внутреннего плана действия детей и обогащению личного опыта детей посредствам инсценировки и обсуждения различных жизненных ситуаций. 3. Способствовать воспитанию бережливого отношения к здоровью своему и окружающих. |
Фронтальная. Рассказ, объяснение, диалог, анализ и обсуждение жизненных ситуаций, убеждение, демонстрация иллюстраций к жизненным ситуациям. |
Воспитатель. |
Итогами всех инструктажей можно считать усвоение и принятие норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях, которые напоминались и отрабатывались индивидуально в конкретном месте и в конкретной ситуации. |
10. Туристический поход. |
Цель: Способствовать формированию положительного отношения воспитанников к активному здоровому отдыху. 1. Раскрыть элементарные правила и способы организации места стоянки лагеря. 2. Способствовать развитию умения коллективной работы по организации зоны отдыха туристов. 3. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе. |
Коллективно-соревновательная. Рассказ, объяснение, диалог, демонстрация деятельности и натуральных природных объектов, практическое применение знаний. |
Врач, диетсестра, инструктор физической культуры и воспитатели. |
Восторг детей был очевиден. Они буквально впитывали все, что им говорилось и показывалось. Четко выполняли все инструкции по организации зоны отдыха. Сами придумали и сделали умывальник из пятилитровой пластиковой бутылки и куска проволоки. С удовольствием изучали окружающую природу (лекарственные растения, определяли стороны света, делали солнечные часы на пляже). Поиски клада внесли элемент необычайных приключений. По возвращению в санаторий, рассказывали всем как было здорово и чем они занимались. |
11. Занятие: «Курить – здоровью вредить». |
Цель: способствовать формированию первоначальных знаний о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека. Задачи: Способствовать росту самосознания и самооценки воспитанников. Содействовать развитию осознания последствий и принятия правильных решений. Содействовать воспитанию положительного отношения к ЗОЖ. |
Фронтальная. Игра, беседа, демонстрация опыта. |
Воспитатель. |
Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне. Дети с удовольствием участвовали в игре, проведенной в начале занятия. Опыт «Кукла-курильщик» произвела на них большое впечатление, реакция на его результат доказала, что этот метод является эффективным в профилактике табакокурения. В итоге занятия дети приняли решения никогда не брать в руки сигареты и отдали предпочтение ЗОЖ. |
12. Занятие: «Береги зубы смолоду» |
Цель: побудить воспитанников к осознанному самостоятельному соблюдению правил гигиены полости рта. 1. Познакомить детей со строением зубов, а также с факторами, влияющими на них. 2. Способствовать развитию гигиенических навыков по сохранению полости рта в здоровом состоянии. 3. Побуждать воспитанников к соблюдению правил гигиены полости рта. |
Фронтальная. Рассказ, упражнения, демонстрация и объяснение по плакатам. |
Воспитатель, врач стоматолог. |
Дети были внимательны, активны на протяжении всего занятия. С удовольствием выполняли предложенные им упражнения. В конце занятия стоматолог вручила им памятку «как чистить зубы», которую дети приклеили над кранами в комнате гигиенических процедур в спальном корпусе. Пообещали выполнять все рекомендации врача по заботе о полости рта. |
13. Индивидуальные беседы о массаже и самомассаже |
Цель: способствовать повышению мотивации воспитанников на посещение массажиста, а также к развитию навыков самомассажа. 1. Познакомить детей с видами массажа и его практической значимостью в жизни человека. 2. Способствовать развитию элементарных умений по самомассажу. 3. Способствовать воспитанию стремления к укреплению своего здоровья. |
Индивидуальная. Рассказ, объяснение, упражнения. |
Массажист. |
Дети перестали проявлять не желание идти к массажисту и более того начали практиковаться в самомассаже и воспроизводить некоторые элементы массажа на своих товарищах перед сном. |
14. Итоговое мероприятие «Турнир знатаков». |
Цель: повторить и подвести итоги по теме здоровье и его сбережение. 1. Помочь ребятам, в игровой форме, вспомнить и закрепить знания по теме «Здоровье и его сбережение». 2. Способствовать развитию умения заботиться о своем здоровье. 3. Содействовать воспитанию положительного отношения к ЗОЖ. |
Игровая. Обсуждение, упражнения. |
Воспитатель. |
В обсуждении вопросов и ответов принимали участие все члены команд. Анализировали, при необходимости дополняли и поясняли свои ответы и ответы команды - соперницы. Продемонстрировали достаточный уровень знаний по пройденным темам. В итоге победила дружба, и все дети были награждены медалями «Здоровячек» и гематогенами. |
15. Постановка пьесы-сказки «Секреты здоровья». |
Цель: Содействовать воспитанию активности в области пропаганды ЗОЖ, посредствам убеждения в ее необходимости и обогащения опыта пропагандической работы. 1. Раскрыть суть пропагандической деятельности. 2. Способствовать развитию творческого начала воспитанников. 3. Содействовать воспитанию активности в области пропаганды ЗОЖ. |
Коллективная. Коллективное распределение ролей и обязанностей, объяснение, репетиции, убеждение. |
Музыкальный работник, воспитатель, дети. |
Все ребята принимали активное участие в организации и постановке пьесы – сказки. Изготавливали декорации, костюмы; учили роли и репетировали. В итоге премьера прошла успешно, зрители аплодировали, а маленькие артисты ощутили себя звездами. |
Новое в образовании:
Применения метода наблюдения при обучении естествознанию
в 3 классах
Экспериментальное исследование проводилось на базе 52 школы г. Орска. Контрольную группу составили 15 детей 3 "Б" класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 3 "А" класса. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Для исследования были использованы следующие ...
Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной
деятельности
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. На обычном уроке учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и повторяют действия. При этом «сущность деятельности ученика состоит в воспри ...
Ценность творческого развития и роль дополнительного
образования с позиции ученика
Для выявления мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей личности с точки зрения учащихся был проведен анкетный опрос, включавший опрос 100 респондентов, в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения анкетирования были заняты учащиеся учреждений общего образования, Гимназии №1, им. А ...