Воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и понятие

Педагогика и воспитание » Воспитательная система с младшими школьниками » Воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и понятие

Страница 1

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. В тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения и целом, появилось желание создать воспитательные системы в учебных группах и классах.

Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Она относится к социальному типу систем, т.е. является «живым» системным образованием. Воспитательная система — это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. На вопрос, сколько же элементов составляет воспитательную систему, ответить нелегко. Наверное, таких составляющих несколько десятков, а может быть и более. Все зависит от степени детализации проводимого анализа, в процессе которого целое мысленно расчленяется на его составные части.

Однако следует заметить, что в процессе моделирования и построения воспитательной системы проблема выявления всех ее элементов не относится к числу наиболее значимых. Важнее определить, какие компоненты системного образования являются основными. Создатели теоретических основ воспитательной системы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова утверждают, что ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные компоненты и связи.

Выявление основных компонентов осуществляется посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности, проведения опытно-экспериментальной работы, применения теоретических методов исследования. С помощью перечисленных методов можно выделить компоненты воспитательной системы, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Такими составляющими являются пять компонентов:

§ индивидуально-групповой компонент;

§ ценностно-ориентационный компонент;

§ функционально-деятельностный компонент;

§ диагностико-аналитический компонент;

§ пространственно-временной компонент.

Индивидуально-групповой компонент представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы. Он состоит из нескольких элементов, таких, какклассный руководитель (воспитатель); учащиеся класса; родители учащихся; педагоги и другие взрослые, которые участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.

Индивидуально-групповой компонент имеет исключительную важность. Именно члены классного сообщества учащиеся, педагоги, родители, обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить и каким образом система должна функционировать. Смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы педагог. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов. Если основу личности педагога составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлечен туризмом, то и в классной общности системообразующим видом деятельности становится туризм. Не случайно при смене классного руководителя претерпевает значительные изменения воспитательная система всего класса в частности.

Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса, педагог оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. Его заинтересованность подкреплена наличием у него необходимых субъектных полномочий. Однако не всегда классный руководитель умело реализует свои субъектные полномочия. Нередко отсутствие теоретических знаний и практических умений в использовании системного подхода в педагогической деятельности, недостаточное развитие способностей системно мыслить и действовать не позволяют достичь желаемого результата. Для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...

Формирование потребности в логических рассуждениях у учащихся начальной школы
Неподготовленность учеников к доказательствам в основной и средней школе - одна из важнейших причин возникновения трудностей. Исследования психологов школы Выготского позволяют утверждать, что подготовку можно и нужно начинать уже в начальной школе. Анализ программ и действующих учебников показывае ...

Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей
Многочисленные наблюдения показывают, что эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования во многом предопределена его умением на системно-целевой основе ставить и решать многочисленные задачи воспитания и обучения учащихся. Системное видение своей профессиональной ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru