Воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и понятие

Педагогика и воспитание » Воспитательная система с младшими школьниками » Воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и понятие

Страница 2

Самой значительной и, безусловно, важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и воспитательной системы в целом, являются учащиеся. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, культивируемых в классном коллективе отношений и общения.

Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся, в котором она создается. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Проблемы создания и функционирования воспитательной системы не могут не волновать родителей, администрацию школы, учителей-предметников и других взрослых, участвующих в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива, так как они являются связующими звеньями в воспитательной системе, начиная от ее руководителей и заканчивая ее исполнителями. Родители также не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. Целесообразно объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность и том или ином классе, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов.

Ценностно-ориентациооный компонент представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Подчеркивая существенную значимость данного компонента, ученые называют его ценностно-смысловым ядром системы или главным, детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы.

В воспитательном пространстве существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей, Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие - имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, и третьи вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идет о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе, об их иерархии в тот или иной момент бытия общности детей и взрослых. Именно иерархия ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление норм поведения и общения, формирование индивидуальных ценностных ориентации участников воспитательного процесса.

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. В теории и практике воспитания различают три основные цели: идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог; результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени; процессуальная цель — это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).

В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива и спецификой условий его жизнедеятельности. Большинство педагогов избирают в качестве идеальной цели воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. В выборе результатной цели опираются, как правило, на спроектированную в масштабе всего образовательного пространства региона образ (модель) выпускника начальной школы, внося при этом необходимые коррективы, отражающие особенности состава школы и специфичность взглядов членов классного сообщества на прогнозируемый результат воспитательного процесса. При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности Они должны быть:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Схема анализа курсов по повышению квалификации педагогов дополнительного образования
В качестве пунктов, по которым будет проводиться анализ описанных курсов по повышению квалификации, я выделила следующие составляющие: Стратегические линии (организационно-стратегические и содержательно-стратегические) Возрастная направленность (деятельностный возраст). Здесь возраста рассматривали ...

Общественный быт, его влияние на воспитание детей
В становлении ребенка как личности важна была роль окружающей его социальной среды, а именно: регулирование поведения человека на основе определенных нравственных норм обществом — ближайшими соседями, всем селением в целом. Сельской жизнью с древнейших времен (с X—XI вв.) руководила община. Она нен ...

Преодоление общего недоразвития описательной речи у детей старше дошкольного возраста
Специальные исследования детей с ОНОР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития описательной речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития описательной речи, без других выраженных нарушений нерв ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru