Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Страница 8

Таким образом, создаются условия для диверсификации образования: уже на этапе поступления в вуз у студентов существует выбор профиля подготовки.

Еще один способ индивидуализировать образовательный маршрут студента – учебные, производственные и иные практики. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики заключается в представлении выполненных заданий, предусмотренных программой, в форме отчетов, зарисовок, копий, исполнения проекта в материале. По результатам аттестации выставляется оценка (зачет). Разделом учебной практики может являться художественно-творческая работа обучающегося.

Согласно ФГОС ВПО, ООП вуза должна включать лабораторные и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также вариативной части и факультативам, формирующим у обучающихся умения и навыки, в соответствии с профилем ООП вуза, трудоемкость которых распределяется разработчиками планов по семестрам для каждой дисциплины.

Факультативные дисциплины, также позволяющие индивидуализировать процесс обучения, предусматриваются в учебном плане направления, однако они не являются для студентов обязательными. Общая трудоемкость факультативных дисциплин не входит в суммарную трудоемкость ООП и может составлять до 10 зачетных единиц для бакалаврских программ и самостоятельно определяться разработчиком для магистерских программ.

Проектирование учебного плана вуза по ФГОС ВПО для большинства вузов дело новое и сложное, предполагает решение как содержательных, так и «арифметических» проблем (стандарты включают в себя требования и ограничения по продолжительности и трудоемкости образовательного процесса, его элементов и периодов, при этом используется новая для российской высшей школы мера трудоемкости учебной работы – «зачетная единица»).

ФГОС ВПО кроме компетенций выпускников содержат требования и к структуре и условиям реализации основной образовательной программы ООП. Однако они не содержат полного перечня обязательных учебных дисциплин с соответствующими дидактическими единицами и трудоемкостями их изучения. Так, всего четыре дисциплины – «История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» - определены обязательными для программ подготовки бакалавров. Поэтому каждый вуз при проектировании своих ООП по каждой из них должен разработать компетентностную модель выпускника, определить перечень, содержание и трудоемкости учебных дисциплин, практик, обеспечивающих формирование необходимых компетенций (осуществить «переход» от требуемых результатов освоения ООП к ее содержанию), разработать учебный план и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и практик, средства аттестации студентов и оценки достижения результатов образования, обеспечить реализацию ООП требуемыми по ФГОС ВПО ресурсами. В частности (и это важно) реализация компетентностно-ориентированных ООП предполагает использование новых образовательных технологий, т.к. ФГОС ВПО предусматривают ограничение лекций, широкое использование активных и интерактивных форм проведения учебных занятий.

При разработке УП необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новое в образовании:

Анализ игровых комнат в архитектурных объектах
Европейский опыт в проектировании, строительстве и оснащении развлекательных комплексов очень богат Белорусские дети проводят своё основное время на детских игровых и спортивных площадках. (Игровые элементы в таких местах небезопасны для жизни ребёнка). Также можно встретить игровые комплексы (детс ...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...

О понятии повышения квалификации
В "Российской педагогической энциклопедии" квалификация определяется как "уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практи ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru