Пройдя практику в летнем лагере я обрела неоценимый опыт. Одно дело получать знания в виде теории и совсем другое применять их в реальной ситуации. Я прошла проверку как специалист с области возрастной, педагогической и социальной психологии. Очень пригодились знания возрастных закономерностей и индивидуального своеобразия психического развития, знания о мотивах поведения ребенка, об отношениях между лидерами и ведомыми. Также я закрепила свои знания и навыки в области психодиагностики. Для составления социально – психологических портретов детей я использовала следующие методики:
1 проективные рисуночные тесты
2 опросник Басса – Дарки
3 опросник тревожности CMAS
4 школьный тест умственного развития (ШТУР)
5 опросник Казанцевой для определения самооценки
6 опросник FPI
7 Тест Айзенка
И конечно же основным методом было наблюдение. Только сейчас я поняла всю его важность и информативность. Работа в летнем городском лагере имеет свою специфику. Дети взаимодействуют уже в сложившемся коллективе, хорошо знают друг друга, в качестве воспитателей выступают их учителя, и они каждый день видятся с родителями. Поэтому в качестве психолога приходилось работать в трех направлениях:
1 Работа с детьми
2 Работа с учителями – воспитателями
3 Работа с родителями
Хочется отметить, что работа с родителями представляет очень важный и сложный участок деятельности психолога. С целью получения дополнительной информации об особенностях семейного воспитания проводилось интервью с ребенком. Также характер отношений с родителями помогает понять рисунок «Семья». Часто из – за незнания основных закономерностей психического развития детей они допускают большие просчеты. И поскольку мне приходилось общаться с родителями, то я старалась рассказать им об индивидуальных особенностях детей и типичных возрастных особенностях и трудностях. Это требовало немалых усилий, и я все время задавала себе вопрос: «А на сколько этично и тактично я могу это сделать? Имею ли право?» Определенные трудности представляло общение с учителями. Как я уже отмечала, они довольно настороженно отнеслись к появлению нового человека, кроме того поначалу были довольно скептичны, в отношении проделанной мной работы. Но постепенно, контакт с ними удалось наладить и они оказали мне неоценимую помощь в знакомстве с семьями детей, поделились своими наблюдениями и опытом. При общении с детьми я поняла, что очень важно относиться к ним с уважением, пониманием и любовью. Тогда они охотно идут на контакт и уважительно к тебе относятся. В связи с этим я развила в себе такие качества как: приспособляемость, способность наблюдать уникальность каждого возрастного периода, видеть как в процессе развития дети обретают новые черты, проявляют новые формы поведения, как реализуют себя в социальных отношениях.
Я сделала выводы о том, из чего складывается индивидуальность каждого ребенка, как на его характер влияет темперамент и стиль воспитания, отношения со сверстниками и родителями. Семьей определяются ценности к которым стремится человек, в ней ребенок учится общению, вырабатывает свои воззрения и это способствует его успешности в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения, воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека. На основании этого можно сделать вывод о том, как важны для ребенка эмоционально – теплые семейные отношения.
Новое в образовании:
Формирование потребности в логических рассуждениях у
учащихся начальной школы
Неподготовленность учеников к доказательствам в основной и средней школе - одна из важнейших причин возникновения трудностей. Исследования психологов школы Выготского позволяют утверждать, что подготовку можно и нужно начинать уже в начальной школе. Анализ программ и действующих учебников показывае ...
Детские сады для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения
Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом. В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, ст ...
Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания
у детей из неблагополучных семей
В работе Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, хотелось бы отметить следующие положительные моменты: – обстановка в приюте весьма приятная, в помещениях уютно, что способствует благоприятному развитию детей; – н ...