Большинство детей каждый день живет с ощущением что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.
Неуважение, проявляемое взрослыми к детским «каракулям», цветовым «пятнам» и «розовым слонам» создают для юного художника массу барьеров на пути самореализации, и очень не многие дети способны самостоятельно их преодолеть.
Традиционная форма обучения основана на развитие функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро усваивают способности к музыке, изобразительному и художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд «троечников» часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного «давления» уходом в себя, мир мечты и фантазии.
Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов. Среди основоположников в исследовании данной проблемы за рубежом обычно называют такие имена, как Ф. Гудинаф, Г. Люке, А. Кларк, Ж. Пиаже, М. Линдстрем и другие.
Различные аспекты проблемы детского изобразительного творчества исследованы отечественными учеными. Среди них В.М, Бехтерев, Ю.Н. Болдырева, Л.С, Выготский, О.И. Галкина, Л.А. Венгер, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина, Е.С. Романова и другие.
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – писал К.Д. Ушинский, призывая учителей опираться на эти способности детского мышления.
Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством».
Основные новообразования в возрасте от шести до десяти лет – произвольные психологические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно – логическое, за которое ответственно левое полушарие. Поэтому многие специалисты рассматривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект и мысль заново графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.
Осознание окружающего происходит у ребенка быстрей, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Изобразительная деятельность своеобразный аналог графической речи.
Речь возникает на «фундаменте» образов. При их словесном описании у детей возникают затруднения. Поэтому, именно невербальные средства это зачастую есть единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
С. Левинштейн, В.С. Мухина и другие исследователи также подчеркивают, что рисунок для детей не искусство, а речь. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. По средствам рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных, волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре и поэтому не вызывает тревожных переживаний. Многочисленные исследования других специалистов показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.
Возраст от пяти до приблизительно десяти лет даже называют золотым веком детского рисунка.
Первые годы обучения – один из наиболее значимых периодов в развитии личности ребенка. Складывается самая молодая функция психики – речь. Происходит формирование контекстной и диалогической ситуативной речи, совершенствуется общение. Поэтому именно у младших школьников по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» невербально, посредствам визуальной и пластической экспрессии, рисунка. Еще К. Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный, более точный и емкий, чем слова.
Новое в образовании:
Система профилактических мероприятий с дошкольниками и родителями по
профилактике детского травматизма
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это: – Занятия: ознакомление с окружающим миром, разв ...
Работа по профилактике травматизма
Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести ...
Компетентностный подход к образованию
В настоящее время в образовании компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что понятие «ключевые компетентности» выступает в качестве ц ...