2) У детей с умственной отсталостью прослеживается недоразвитие каждой психосоциальной компетентности. Помимо навыков самообслуживания, которые плохо развиты у детей с умственной отсталостью, часто встречаются дети, у которых коммуникативная компетентность находится на низком уровне развития. Детям в силу своих психических процессов трудно выстроить правильную коммуникацию или поддерживать ее. Надо помнить еще о том, что дети сироты, этот фактор тоже является составляющим этой проблемы.
По результатам беседы была выделена как наиболее актуальная для формирования у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью коммуникативная компетентность.
Протокол беседы .
Интервью:
– Целью интервью было получение сведений о классе в целом и об отдельных учащихся. Для достижения этой цели были выделены следующие вопросы: 1) Возраст учащихся? 2) Количество человек в классе? Сколько мальчиков, сколько девочек в классе? 3) Какая степень умственной отсталости у каждого ребенка? 4) Есть ли дети, у которых наблюдаются признаки агрессивности, возбудимости? 5) Какие психосоциальные компетентности неимение развиты у детей. Наиболее явно выражены?
По результатам интервью получены следующие сведения: Возраст учащихся от 7 до 9 лет. Всего в классе 10 человек: 5 мальчиков, 5 девочки. У всех учащихся легкая степень умственной отсталости. Возбудимых учеников в классе наблюдается четверо. Это Кирилл, Света, Таня, Андрей. Признаки агрессивности наблюдаются у Андрея, он может не только оскорбить, но и ударить. Не развита коммуникация. У таких детей совместная работа либо отсутствует либо слабо выражена из-за того что дети не умеют сотрудничать друг с другом
Протокол интервью .
Наблюдение:
– Цель наблюдения: определить уровень развития коммуникативной компетентности, у младших школьников с умственной отсталостью. Для этого была создана карта наблюдения. Наблюдения проводилось по следующим умениям: умение сотрудничать с учителем (обращается за помощью к учителю; выполняет задания предложенные учителем); умение задавать вопросы (вопрос соответствует теме; полная формулировка); умение сотрудничать со сверстником (договариваться, соблюдения договоренности; учитывать мнение друг друга); умение отвечать на вопросы (отвечает правильно на вопрос, содержательно); умение участвовать в диалоге (удерживает тему диалога; аргументирует свою точку зрения; умеет слушать собеседника).
Каждое умение рассматриваем определенным показателем:
– умение сотрудничать с учителем (обращается за помощью к учителю; выполняет задания предложенные учителем);
Если ученик обращается за помощью к учителю, выполняет задания предложенные учителям, то умение сотрудничать с учителем сформировано на высоком уровне.
Если же ученик выполняет задания предложенные учителям, но за помощью не обращается или на оборот то умение сотрудничать с учителем сформировано на среднем уровне.
Если у ученика не наблюдается этого, то уровень умения сотрудничать с учителем сформирован на низком уровне.
– умение задавать вопросы (вопрос соответствует теме; полная формулировка);
Если ученик задает вопросы, касающиеся темы и полно формулирует его, то умение задавать вопросы сформировано на высоком уровне.
Новое в образовании:
Календарно-тематическое планирование на уроках биологии
Число часов в неделю – 2 ч. Таблица 4 – Календарно – тематическое планирование (1 четверть; фрагмент) Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание Общие закономерности 1.Введение. Биология – наука о жизни 2.09.11 Прочитать с.3-5учебника ,написать краткую статью ,аргу ...
Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием
речи
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Своеобразие развития словарного состава и грамматического ...
Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...