По данным, представленным в таблице 1 можно сделать вывод, что у детей довольно слабо развито обобщение. Кроме того, полученные результаты показали, что дети испытывали трудности в самостоятельном составлении картинок. У большинства детей отмечались 3-4 ошибки на в раскладывании картинок, нарушающие связь, длительные паузы с поиском нужной картинки и обобщающего слова. У 6 испытуемых из 10 в экспериментальной и контрольной группах наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и обобщающего характера.
Задание № 2. «Что лишнее»
Цель: изучение умения детей обосновать свой выбор.
Материал: 10 карточек, на каждой изображено по 4 предмета. Три предмета относятся к одной обобщающей группе, четвертый – к другой. Например: на 1-й карточке – машина, автобус, мотоцикл, дом; на второй- береза, ель, дуб, роза; на 3-й карточке – тетрадь, альбом, кукла и т.д.
Методика проведения: ребенку последовательно показывают карточку и просят назвать, какой предмет лишний и почему.
Оценка результатов:
3 балла – правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает;
2 балла – допускает 3-4 ошибки в определении лишнего предмета и назывании обобщающих слов;
1 балл - допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в названии некоторых обобщающих слов.
Анализ результатов выполнения задания «Что лишнее» показал следующее (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты выполнения второго задания
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Иван Б. |
2 |
1 |
Даша С. |
2 |
2 |
Дима Н. |
3 |
2 |
Никита Д. |
2 |
3 |
Настя Б. |
1 |
3 |
Саша У. |
3 |
4 |
Марина Ц. |
2 |
4 |
Алина М. |
2 |
5 |
Настя Д. |
1 |
5 |
Андрей Ш. |
1 |
6 |
Никита С. |
2 |
6 |
Виталя Р. |
3 |
7 |
Андрей К. |
2 |
7 |
Павел К. |
2 |
8 |
Максим М. |
1 |
8 |
Настя А. |
1 |
9 |
Вика С. |
2 |
9 |
Евгения К. |
3 |
10 |
Регина С. |
2 |
10 |
Стас С. |
1 |
Новое в образовании:
Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у
учащихся старших классов специальных школ 8 вида
В ходе исследования для реализации поставленных задач проводился констатирующий и формирующий эксперимент. Для решения вышеуказанных задач необходимо было выбрать оптимальные средства исследования. Во многих работах, касающихся формирования личностных качеств, отмечается необходимость разработки и ...
Сергиевопосадская игрушка
Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке проходила в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, богородские медведи, кони, различные матрешки, и др. Музейные собрания народных игрушек хранят «стада» и «зверинцы», сделанные в Посаде и в Бог ...
Интеграция России в европейское единое образовательное пространство
В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа должна перейти на новую – уровневую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые – федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это очередной шаг России как участницы Бол ...