Выделенные типы идентичности учителей позволяют очертить круг значимых для каждой группы педагогов проблем и соответственно путей психологической помощи им.
Для молодых и неопытных учителей наиболее характерные проблемы - формирование образа Я как учителя. Им важно почувствовать уверенность в своих силах. Их неуверенность в себе может осложняться тем, что они используют не всегда эффективный стиль общения с учениками, поэтому для них могут быть эффективны тренинги общения.
Состояние идентичности учителей второго типа, на первый взгляд, выглядит наиболее благополучным. Но именно у них формируются педагогические стереотипы, закрытый тип идентичности, категоричность и безапелляционность как самовосприятия, так и восприятия других людей, что в дальнейшем может обусловить появление кризисных тенденций. Поэтому основное направления психологической работы с этими учителями – развитие более широкого и неоднозначного образа себя и образа мира в целом, снижение оценочности восприятия других людей, развитие способности к рефлексии и открытости восприятию нового.
Учителя третьего типа наиболее проблемная группа, с точки зрения психолога. Появление кризисных тенденций, нестабильности идентичности в сочетании с высокой закрытости может привести к депрессивному состоянию. Поэтому необходима работа, с одной стороны, по снятию фрустрирующих состояний, что может заключаться в конструировании новых целей в жизни, новых ценностей, поиск сферы, которая оказалась бы поддерживающей, с другой – по снятию закрытости, развитию способности к восприятию нового и самоизменнению.
В последнее время появляется множество школ нетрадиционного типа, основанных на принципе выбора. По-видимому, в то время как традиционная школа способствует формированию у учителя идентичности закрытого типа, вновь создающиеся гимназии оказываются источником развития индивидуальных особенностей каждого учителя. Возможно, путь индивидуализации и выбора в образовании – один из путей преодоления кризиса идентичности современного учителя. А эти предположения уже требуют дальнейших исследований данной проблемы.
Новое в образовании:
Языковые особенности устно-поэтических произведений
Произведения устно-поэтического творчества издревле являются составной частью детской литературы. Некоторые из них (и даже целые жанры) создавались специально для маленьких слушателей (читателей), другие же перешли к ним из числа бытовавших первоначально только среди взрослых. Хранителями и распрос ...
Социально-психологические особенности младшего школьника
Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых ...
Ценность творческого развития и роль дополнительного
образования с позиции ученика
Для выявления мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей личности с точки зрения учащихся был проведен анкетный опрос, включавший опрос 100 респондентов, в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения анкетирования были заняты учащиеся учреждений общего образования, Гимназии №1, им. А ...