Проводником эволюционных идей Ч. Дарвина в содержание школьной биологии был В.В. Половцов (1862 – 1919). Он призывал широко использовать в школьном преподавании биологический метод: изучать на только внешние признаки организмов, но и их жизнь, их взаимоотношения с другими организмами и со средой.
После революции в процессе многоплановых поисков нового содержания и новых методов сложилась схема школьных биологических предметов: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, эволюционное учение. В 1939 году вместо учебного предмета «эволюционное учение» был введен новый – «основы дарвинизма», в 1963 году – «общая биология». В первые годы после революции учение Дарвина проходилось в курсе общей биологии, но с 1923 г. в программу был введен отдельный курс. Вопрос о построении этого курса оживленно обсуждался в среде методистов-естественников с начала 20-х годов. Многие из них трудились над тем, чтобы создать учебное руководство по этому курсу. В 1933 году вышел первый учебник по эволюционизму под названием «Основы эволюционного учения», составленный М.М. Беляевым, позднее было напечатано другое руководство по основам дарвинизма. В 1942 году вышла методичка преподавания дарвинизма Д.А. Судовского.
Уже в то время было выдвинуто положение, что преподавание естественных наук в средней школе должно быть проникнуто эволюционизмом: «В самом ближайшем будущем Дарвин войдет в школу и займет свое место.… Но направлять молодые поколения на этот путь должны мы – педагоги. Поэтому задача наша должна состоять не в том, чтобы слепо вернуться к Дарвину и исповедовать его перед нашими учениками как символ веры, а в том, чтобы, опираясь на Дарвина, как на прочный и надежный фундамент, начать возведение нового здания путем творческого синтеза всех новейших приобретений человеческой мысли».
Однако, по итогам проведенной в прошлом году работы по анализу утвержденных программ по биологии, можно сделать вывод, что эволюционизмом до сих пор проникнуты далеко не все программы и учебники. Большинство программ знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, и предполагают блочный принцип построения курса. Первая часть каждой темы содержит общую характеристику, вторая характеризует разнообразие видов живых организмов и особенности их жизнедеятельности, распространения и экологии.
В некоторых программах используется только экологический подход, в них объем экологического содержания увеличивается за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала.
В настоящее время экологизация образования весьма актуальна и привлекательна. Лейтмотив этой концепции следующий: природоохранная деятельность, имеющая своей целью сохранение биосферы – основа устойчивого развития общества. Такая точка зрения чрезвычайно распространена в широких кругах населения. Она по существу утверждает, что если мы научимся не загрязнять окружающую среду промышленными отходами и не разрушать живой мир, то и будущность наша гарантирована. Это заблуждение, чреватое грозными последствиями.
Кто спорит: сохранение биосферы – условие абсолютно необходимое, но недостаточное! Нельзя путать условия необходимые и достаточные!
И самое главное – достаточных условий мы пока не знаем. Их, вероятнее всего, сейчас, в условиях современной технологии и современных цивилизованных норм – современной системы нравов, мы сформулировать просто не в состоянии! Ситуация гораздо серьезнее, чем об этом принято говорить. Мы еще многого не знаем, но одно очевидно – преодоление кризиса чисто технологическими и техническими средствами невозможно! Безотходные технологии необходимы, но их недостаточно для преодоления экологического кризиса.
В настоящее время экологическое направление в биологическом образовании школьников стоит на первом месте, после него идет молекулярно-цитологическое, и лишь за ним – эволюционное направление.
Биологическое образование в школе нуждается в серьезных изменениях. Еще в 1964г. Н.М. Верзилин писал: «Биологию учащиеся не любят потому, что содержание ее описательное, не дающее материала для умозаключений, т.е. пищи для ума». В настоящее время, несмотря на неоднократные усовершенствования программы, положение мало изменилось, поскольку не изменились принципы построения учебного предмета, которые вот уже несколько десятилетий определяют его структуру и методы преподавания.
Новое в образовании:
Понятие умственной отсталости
Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы. «Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают ...
Роль и место групповой работы в учебной деятельности
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлени ...
Определение уровня двигательной активности у детей с задержкой психического
развития на основе наблюдения
С целью определения уровней двигательной активности у детей с задержкой психического развития, проводилось изучение методической литературы (М. А. Руновой) и наблюдение за детьми. Наблюдение с хронометражем проводилось с 12.03.2012г по16.03.2012г за детьми ежедневно с 8 утра до 19 вечера, с целью в ...