Как правило, проективные показатели используются для анализа трех различных аспектов самоотношения в той или иной мере ускользающих при анализе прямого самоотчета. Речь идет, во-первых, о тех бессознательных компонентах самоотношения, которые предполагают внутриличностные защиты, не допускающие это самоотношение до самосознания. Во-вторых, о «незамеченном, непреднамеренном самоотношении», которое человек затрудняется адекватно вербализовать. В-третьих, о той «нежелательной» самооценке, которая противоречит социально-приемлемым образам личности.
Наиболее часто для анализа самоотношения используется экспрессивная проективная методика рисования человека, тематический апперцептивный тест, тест чернильных пятен Роршаха, тест незаконченных предложений, символические задания на выявление «социального Я» и др.
Оригинальность и простота, доступность и сопоставимость символических заданий для разных возрастов, возможность межнациональных сравнений делают проективные методики привлекательными как для исследовательского, так и для практического диагностического использования.
Как явствует из приведенного краткого анализа, все четыре перечисленные группы методов обладают своими достоинствами и недостатками. Методики, основанные на вербальном стандартизированном самоотчете, обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора, однако апеллируют к более осознанным аспектам самосознания. Нестандартизированные самоотчеты гораздо более трудоемки для количественной обработки и более подвержены факторам влияния лингвистических способностей испытуемых. Идеографические техники ставят проблему обоснованности диагностических заключений. Проективные методики в целом устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации, однако связаны с рядом проблем интерпретации проективных показателей.
Итак, в психологии сложились традиции в исследовании феномена идентичности. Проблема идентичности человека является ядром не только современной глобалистики, но и всей социально-психологической проблематики. К настоящему времени в мировой психологии накоплен обширный методологический материал, в котором рассмотрены теоретические подходы скорее взаимодополняют друг друга, выделяя в качестве объекта исследования различные стороны феномена идентичности.
В современном западном обществе идентичность субъекта определяется самоидентификациями в сфере сущего, социального, отражает психологическую тождественность личности. Это как отождествление с людьми, с какой-либо социальной общностью, социальной ролью, группой, т. е. умение, не выходя из собственных границ, дать себе возможность пережить чувство реальности другого человека, так и со своими потребностями и ценностями, т. е. “ безусловной дружественности к самому себе” (В. Хохлов).
Идентичность – динамическая структура, она развивается на протяжении всего жизненного пути человека, причем развитие это нелинейно и неравномерно, определяется сильным стремлением личности к обретению идентичности и гибельностью последствий ее разрушения для человека.
Идентичность отражает самобытность и подлинность человека, она значима в своей целостности, а не репрезентирует другие феномены.
Носителем идентичности является субъект, вне субъекта нет идентичности. Идентичность имеет объектное существование и субъективное осуществление. Идентичность – субъективна по природе, объективируется в бытии.
Новое в образовании:
Методические приемы использования наглядности на
уроках новейшей истории в 9 классе
Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. В курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть к ...
Формы и методы формирования навыков самообслуживания у детей из
неблагополучных семей в условиях социального приюта
Самообслуживание людей включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении способствует подготовке детей к жизни, к труду. Формирование навыков самообслуживания происходит в учебных заведениях, лагерях отдыха, в форме обучения как игры, и других формах общения. На занятия ...
Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...