Контрольные списки также являются разновидностью стандартизированного самоотчета. От опросников их отличает краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных. Наиболее известны контрольный список прилагательных Г.Гоха и методика под названием «Личностный семантический дифференциал».
Списки – относительно удобные диагностические инструменты в смысле простоты применения и обработки, однако они обладают рядом недостатков. Во-первых, они навязывают субъекту оценку по параметрам, которые, возможно, не являются значительными для него, но по которым грамотный человек в принципе может дать оценку. Во-вторых, вынесение категорических суждений относительно личностных параметров наталкивается на внутренне сопротивление субъекта. Так, например, сказать «да» или «нет» относительно параметров смелый, добрый, правдивый, отзывчивый и т.п. для некоторых людей довольно сложно и в силу социальной нормы скромности, и в силу неясности обстоятельств проявления этих качеств, так сказать, неясности их жизненной цены.
Нестандартизированные самоотчеты.
Поскольку «Я-концепция» так или иначе, проявляется в любом развернутом самоописании (в дневниковых записях, в нестандартизированных ответах на вопросы анкеты или интервью, в письмах и т.д.), появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа.
Оценивая нестандартизированные самоотчеты с применением контект-анализа, в целом, надо отметить, что основное их достоинство по сравнению со стандартизированными самоотчетами состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования. Это, однако, является и одним из ограничений этого метода – субъекта с низкими лингвистическими способностями и навыками самоописания оказывается в худшем положении по сравнению с человеком, обладающим богатой лексикой для передачи своих переживаний.
При этом необходимо учитывать, что всякий контент-анализ ограничивает возможность учета индивидуального своеобразия испытуемого путем наложения готовой системы категорий, тем самым, приближая результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с помощью стандартизированных самоотчетов. На нестандартизированные самоотчеты влияет стратегия самопрезентации, которая должна учитываться при интерпретации результатов.
Идеографические методики.
Идеографические методики, основанные на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у данного конкретного испытуемого, причем результаты интерпретируются не путем соотнесения с «нормой», а относительно других характеристик того же субъекта – также применяются в исследовании самосознания.
Эти методы известны под названиями «техника репертуарных решеток» или «репертуарные личностные тесты». В их основе лежит теория личностных конструкторов, выдвинутая Дж. Келли в 1955 году. По Келли, «личностные процессы направляются по руслам конструкторов, которые служат средствами предвидения событий». Под личностными конструктами понимается система бинарных оппозиций, используемых субъектом для категоризации себя и других людей.
Основной трудностью в применении этих методик является необходимость более дифференцируемой системы диагностических заключений, основанной на изучении многообразных индивидуальных вариаций, выявляемых этими методами. Если такая исследовательская работа не проделана, то диагностическое значение тех или иных вариантов структуры самосознания выводится из здравого смысла, что, естественно, сводит на нет ценность самой идеографической процедуры.
Проективные методики.
Использование проективных методик в исследовании самосознания в целом вызвано необходимостью редукции влияния стратегии самопрезентации и основано не на психоаналитическом толковании проекции, а скорее на представлениях о проявлении общего свойства нашего отражения действительности – его пристрастности, которая и проявляется в том, что структура личности, в частности и представления о себе, и самоотношение могут «проецироваться в недостаточно структурированной ситуации» .
Новое в образовании:
Средства мультимедиа в образовательном процессе
Многие преподаватели впервые сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией, такой как текст, звук, неподвижные и движущиеся изображения. Для большинства людей, имеющих ...
Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с
задержкой психического развития
Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушение онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её мо ...
Комплексная программа работы социального педагога с семьей по
педагогическому просвещению
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: наглядная пропаганда, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкет ...