В период февраль-март 2004 года Карагандинским областным институтом повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования была проведена пробная диагностика функциональной грамотности учащихся г. Караганды.
За последние 10 лет в нашей республике произошли серьезнейшие изменения. Казахстан стал страной, открытой миру, строящим демократическое общество, правовое государство с рыночной экономикой, в котором на первое место должен быть поставлен, человек, обладающий значительно большей, чем ранее мерой свободы и ответственности.
Но здесь возникает ряд далеко непраздных вопросов:
Отражает ли система образования республики эти изменения?
Обеспечивает ли полноценное функционирование гражданина в обществе?
Поиск ответов на эти вопросы и стал основной причиной проведения данного исследования.
В исследовании приняло участие 220 учащихся 9-х классов 5-ти Карагандинских школ, из них 118 учащихся гимназий и лицеев и 102 учащихся общеобразовательных школ.
Использовалась методика исследования международной программы PISA (Program for International Student Assessment) по оценке функциональной грамотности 15-летних учащихся, в которой принимала участие Российская Федерация. В данной программе нашли отражение значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.). Одной из основных целей исследования было оценить способность молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества.
Мы использовали часть тестовых заданий данной программы - 8 тестовых заданий или 29 вопросов разного уровня сложности по:
литературной функциональной грамотности (3 тестовых задания или 13 вопросов);
математической функциональной грамотности (3 тестовых задания – 8 вопросов);
естественно-научной функциональной грамотности (2 тестовых задания – 8 вопросов).
Нам пришлось адаптировать шкалу оценки результатов тестирования, использованную в программе PISA под нашу традиционную:
правильные ответы на более 90% вопросов – высокий уровень функциональной грамотности – «отлично»;
правильные ответы на 75-90% вопросов – хороший уровень функциональной грамотности – «хорошо»;
правильные ответы на 50-75% вопросов – удовлетворительный уровень функциональной грамотности – «удовлетворительно»;
правильные ответы на менее 50% вопросов – низкий уровень функциональной грамотности – «неудовлетворительно».
Результаты исследования
Общая учебная компетентность по всем учащимся, принявшим участие в исследовании:
2% - показали высокий уровень функциональной грамотности;
12% - хороший уровень функциональной грамотности;
46% - удовлетворительный;
40% - неудовлетворительный.
Результаты учащихся гимназий и лицеев отличаются от результатов учащихся общеобразовательных школ:
Уровни ФГ |
Учащиеся гимназий/лицеев |
Учащиеся общеобразовательных школ |
Высокий |
3,4% |
0% |
Хороший |
21,4% |
0% |
Удовлетворительный |
55,2% |
33,8% |
Неудовлетворительный |
22,9% |
66,2% |
Результаты учащихся по литературной, математической и естественно-научной функциональной грамотности представлены ниже:
Уровни литературной ФГ |
Учащиеся всех обследованных школ |
Учащиеся гимназий/ли цеев |
Учащиеся общеобразовательных школ |
Высокий |
0% |
0% |
0% |
Хороший |
14% |
19,4% |
6% |
Удовлетворительный |
49,2% |
56,9% |
37,5% |
Неудовлетворительный |
36,8% |
23,7% |
56,5% |
Новое в образовании:
Перспективное планирование на уроках биологии
Особое значение для успешного преподавания биологии является планирование процесса обучения. Для этого преподаватель использует перспективные и календарно-тематические планы. В рамках данной курсовой работы мы попытаемся разработать такие планы на основе Рабочей программы по биологии по учебнику Н. ...
Основные закономерности развития мышления
Развивающее обучение в широком смысле слова означает совокупное формирование умственных, волевых и эмоциональных качеств личности, способствующих ее самообразованию, тесно связанному с совершенствованием процесса мышления: только самостоятельно осмысляя учебную или жизненную задачу, школьник выраба ...
Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с
общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...