Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования

Страница 1

Содержание учебных предметов и способы их развертывания определяют тип сознания и мышления ребенка. Поэтому построение учебных предметов имеет не узкое, дидактико-методическое, а более общее значение, с точки зрения особенностей психического развития ребенка.

Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление – это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов.

Мышление человека в широком смысле понимается как его активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Мышление в узком смысле понимается как процесс решения творческой задачи.

В психологии различают несколько видов мышления:

Мышление рассуждающее, словесно-логическое

Мышление наглядно-действенное

Мышление наглядно-образное

Существуют и парные классификации мышления:

Теоретическое и практическое мышление

Творческое и критическое мышление

Продуктивное и репродуктивное мышление.

По В.В. Давыдову, мышление подразделяется на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое.

Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление – начальная ступень познания, его виды доступны и высшим животным, различие только в степени. (Ф. Энгельс). С помощью этого мышления человек классифицирует все многообразие различных сфер действительности и решает различные задачи, в основе которых лежат родовидовые отношения объектов.

Эмпирическое мышление позволяет человеку хорошо ориентироваться в событиях повседневной жизни. Это мышление соответствует «здравому смыслу».

Процесс эмпирического обобщения состоит в том, что ребенок посредством сравнивания выделяет некоторые повторяющиеся свойства предметов. В процессе обобщения происходит, с одной стороны, поиск и обозначение словом некоторого инварианта в многообразии предметов и их свойств, с другой – опознание предметов данного многообразия с помощью выделенного инварианта. Такое обобщение позволяет учащимся осуществлять операцию классификации. Критерием успешности ребенка в данной деятельности является количество объектов, с которыми ребенок может таким образом работать. В преподавании используется принцип наглядности, который по шагам подводит школьников к эмпирическому обобщению:

1. Чувственное восприятие.

Демонстрируется наглядно несколько образчиков, у которых существенные признаки совпадают, а не существенные разные. Предлагается сравнить объекты (выделяются признаки и по ним сравниваются объекты).

2. Абстрагирование.

Похожее отделяется от самих объектов и получается представление, которое содержит общие признаки для класса предметов.

3. Словесное оформление.

Когда понятие сформулировано, его можно использовать, привязывая к нему алгоритм или правила действия.

Для эмпирической схемы обобщения и образования понятий, на основании которой у школьников формируется эмпирический тип мышления, характерен общий подход: дети должны усваивать некоторые уже сформулированные для них знания, которые предлагаются им в готовом виде. В этом случае понятия образуются путем суммирования обобщенных представлений образов, которые возникают из ощущений, путем опускания части признаков. Таким образом, все содержание понятий, в конечном счете, исчерпывается ощущениями и восприятиями, а за мышлением остается только роль суммирования, упорядочения ощущений и восприятий.

Разумно-теоретическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. Суть теоретического мышления состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий, который реализуется в ходе анализа условий их происхождения и развития.

Учителя обычно полагают, что теоретическое сознание и мышление представляет собой абстрактно-отвлеченное отношение к действительности, к знаниям. Это – недоразумение, имеющее, правда, определенные причины, связанные с устаревшими философско-психологическими представлениями.

Теоретическое мышление направлено на поиск условий происхождения тех или иных отношений, оно ориентирует человека в общих отношениях, позволяет ему выводить из них различные частные следствия, т.е. мысль учащихся двигается от «общего к частному». Такое мышление не отменяет необходимости эмпирического мышления – просто оно другого типа и предназначено для решения особых задач.

Теоретическое мышление – это процесс идеализации одной из сторон предметно-практической деятельности, воспроизводство в ней всеобщих форм вещей. Такое воспроизводство происходит в трудовой деятельности людей, как в своеобразном предметно-чувственном эксперименте. Затем этот эксперимент приобретает познавательный характер, позволяя людям со временем переходить к мысленно проводимым экспериментам.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Роль, функции классификации при формировании понятий
В организации учебной деятельности младших школьников в процессе формирования математических понятий особую роль играет прием классификации. Для того чтобы решать вопрос о принадлежности предмета к данному понятию учащиеся должны уметь дифференцировать признаки на существенные и несущественные, нео ...

Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Чтобы раскрыть деятельность классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей, необходимо представить ее в воспитательной системе школы. Раскрытие воспитательной системы школы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей учащихся, основано на использовании системного подхода. Сис ...

Истоки декоративно – прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru