Анализ методов обучения биологии с точки зрения формирования теоретического мышления
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения остается весьма актуальной.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos» , Что означает путь, способ продвижения к истине. В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно – воспитательных целей.
Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п. Необходимо заметить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов, одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, беседа может быть отнесена и к методам, и к приемам.
В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы кладут в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы разные признаки, существует ряд классификаций.
Традиционной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
1) словесные методы, 2) наглядные методы, 3) практические методы, 4) работа с книгой, 5) видеометод.
Также распространенной является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на 1)объяснительно-иллюстративный, 2)репродуктивный, 3)проблемное изложение, 4)частично-поисковое и 5)исследовательский.
Суть объяснительно - иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.
Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика – в выполнении действий по образцу.
Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначения этого метода заключается в то, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон мышления и познания образец культуры развертывания познавательных действий.
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель и т.д. Суть метода состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.
Этой цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности.
Проанализируем перечисленные методы обучения в связи с их пригодностью для формирования теоретического мышления. При использовании объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному их воспроизведению, которое может быть и неосознанным, т.е. уровень мыслительной активности достаточно низкий. Таким образом, в этих случаях можно говорить лишь о формировании эмпирического, репродуктивного типа мышления.
Что касается остальных методов по классификации Скаткина М.Н. и Лернера И.Я., то здесь мы видим, что знания дети добывают самостоятельно в ходе рассуждения, разрешения проблемных ситуаций, анализа и сравнения, в результате чего у учащихся формируются теоретические обобщения, и как следствие – теоретическое мышление.
Для выделения методов, способствующих формированию теоретического мышления, необходимо обратиться к методам развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, главной целью которого является формирование теоретического мышления.
Новое в образовании:
Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
П.С. Выготский рассматривал игру как «школу произвольного поведения». Конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой дея ...
Опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из
неблагополучных семей
Социальный приют для детей и подростков – это воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. На момент прохождения преддипломной практики и реализации программы, в КОГКУ СО «Сунский социальный прию ...
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем ...