Формирующий эксперимент осуществлялся на базе учебно-воспитательного комплекса «Евпаторийская средняя общеобразовательная физико-математическая школа I – III ступеней № 6 – дошкольное учебное учреждение № 31 в период прохождения преддипломной практики с14 января по 5 марта 2004 года.
При формировании у младших школьников математических понятий с опорой на умственный прием классификации были выявлены трудности, которые необходимо учитывать. Они состояли в следующем:
- овладение умственным приемом классификации требует выработки определенных действий (определение цели классификации, выбор основания, деление по этому основанию множества понятий на непересекающиеся подмножества);
овладение математическими понятиями требует не только воспроизведения определения, но применения его на практике. Для успешного усвоения математических понятий ученик должен пройти все необходимые этапы усвоения:
мотивационный (постановка проблемы);
составления схемы (показ процесса решения);
наглядная фиксация (составление схем, опор);
- работа по схемам (работа с моделями, предметами);
работа с описаниями.
Ученики далеко не всегда смогут сразу запомнить все звенья введенных знаний и все условия для подведение объекта под понятие. Вот почему их работа должна сопровождаться внешней, наглядной фиксацией знаний и формируемой деятельности.
1. Признаки прямоугольника:
1) четырех угольник;
2) параллельные стороны равны;
3) прямой угол.
2. Логическое правило работы с признаками:
Если все признаки «+», ответ «+».
+
+ +
+
2) Если хотя бы один признак «-», ответ «-».
а) 1. + б) 1. ?
2. + ? 2. - -
3. - 3. +
3) Если хотя бы один признак «?» и нет признаков «-», ответ будет «?».
+
? ?
+
3. Предписание по выполнению задания:
Прочтите задание.
Выделите условие и вопрос задания.
Прочтите первый признак понятия.
Проверьте, есть ли он у данного объекта.
Отметьте результат с помощью знаков «+», «-», «?».
Проделайте то же самое с последующими признаками.
Сравните полученные результаты с логическим правилом.
8) Запишите ответ с помощью «+», «-», «?».
При этом важно, чтобы все используемые характеристики были зафиксированы, четко выделены и в дальнейшем находились в распоряжении учащихся. Для этого используется доска, различные таблицы, памятки. Например:
Таблица 2.3
Существенные признаки фигур |
Понятия | |||
Бат |
Дек |
Роц |
Муп | |
Площадь основания |
|
|
|
|
Высота |
|
|
|
|
Новое в образовании:
Технология разработки занятия с использованием интерактивной доски
В настоящее время развитие компьютерных технологий позволяет решать широчайший круг задач, как в домашнем применении, в области бизнеса, так и в образовании. В образовательном процессе в наше время очень широко используются интерактивные доски. Интерактивные доски бывают разных марок и видов. Но в ...
Сравнительный анализ проявлений маскулинности, агрессивности и эмпатии в
группах подростков
1. Исследование маскулинности подростков по методике С. Бем На первом этапе проводилось исследование маскулинности подростков по методике Феминности – Маскулинности С. Бем. В исследовании принимали участие две группы подростков в возрасте 14-15 лет, проживающие в городе Владимире. Опросник предъявл ...
Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения
управленческого цикла
Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее пос ...