По результатам методики были определены три уровня сформированности у детей математических понятий: низкий, средний и высокий.
Первый (самый низкий) уровень выполнения подведения под понятие опирается на односторонний элементарный анализ, на классификацию, или носящую глобально-недифференцированный характер, или опирающуюся только на один признак, не могут определить даже два признака для экспериментального понятия, и поэтому делают множество ошибочных выборов, попеременно ориентируясь то на цвет, то на форму. Эти дети не удерживают положительное и отрицательное подкрепление, в результате чего не могут осуществить классификацию по заданным признакам, подвести под понятие.
Для второго уровня характерно то, что подведение под понятие проходит с опорой на классификацию, которая уже дифференцирована, но осуществляется не сразу, а в результате упражнений. Ученики на этом уровне не способны увидеть связь между подкрепленными признаками, анализ ведется то по одному (форма), то по другому (цвет) признаку, они возвращаются к неподкрепленным признакам и не могут удержать все подкрепленные. Между подкрепленными признаками не могут установить связь. Эти дети способны осуществить классификацию, подвести под понятие, но лишь допустив несколько ошибочных выборов.
Третий уровень основывается на всестороннем анализе и синтезе, классификация проходит по всем заданным основаниям, ученики устанавливают как положительные, так и отрицательные связи, прочно удерживают подкрепленные признаки и отбрасывают неподкрепленные, не возвращаясь к ним, таким образом, подводят под понятие. Характерно то, что при выборе фигурок ученики с этим уровнем владения приемом классификация пытаются формулировать в словах те признаки (основания), на которые надо опираться при подведении под понятие. За выполнение задания на третьем уровне начислялось 2 балла, на втором – 1 балл, на первом – баллов не начислялось.
Результаты эксперимента приведены в таблице (табл. 2.1 и 2.2), они дают основание считать, что для каждого ученика характерен определенный уровень сформированности математических понятий и приема классификации, а также необходимости работы по их формированию.
Таблица 2.1
Результаты констатирующего эксперимента (1 – Г).
№ |
Фамилия, имя учащихся |
Уровень сформированности понятий |
1 |
Андронова Анастасия |
II |
2 |
Андросюк Дмитрий |
II |
3 |
Атемов Разим |
I |
4 |
Бабешко Татьяна |
I |
5 |
Боймистрюк Роман |
I |
6 |
Болик Георг |
III |
7 |
Васильева Людмила |
II |
8 |
Вашкевич Наталья |
II |
9 |
Воропаев Вова |
II |
10 |
Данилов Никита |
II |
11 |
Дашкова Валентина |
I |
12 |
Дорогин Иван |
II |
13 |
Андронова Анастасия |
II |
14 |
Андросюк Дмитрий |
II |
15 |
Атемов Разим |
I |
16 |
Бабешко Татьяна |
I |
17 |
Боймистрюк Роман |
I |
18 |
Болик Георг |
III |
19 |
Васильева Людмила |
II |
20 |
Вашкевич Наталья |
II |
21 |
Воропаев Вова |
II |
22 |
Данилов Никита |
II |
23 |
Дашкова Валентина |
I |
24 |
Дорогин Иван |
II |
25 |
Дубровина Оксана |
I |
26 |
Яблоненко Саша |
I |
Новое в образовании:
Проведение формирующего эксперимента для подростков с нормальным ходом
психического развития
Группе учащихся, в которой проводились две деловых игры, должны были ответить на следующие вопросы: как оценить в процентах ваш вклад?; какую часть всей задачи вы берете на себя?; на какие составляющие вы поделите общую задачу?; и какую часть общей задачи, вы возьмете на себя? Отвечая на вопросы ка ...
Компетентностный подход в
обучении информатике на основе кейс-метода
Современная научная картина мира резко отличается от той, которая была сформирована в доиндустриальном обществе. Мир, который окружает нас, в большей степени хаотичен, чем упорядочен, поэтому в нем трудно построить жизнь, опираясь на готовые рецепты, алгоритмы, технологии. По мнению С.А. Бешенкова ...
Описание курса 9 класса «Общие закономерности развития»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений, а также лицеев и гимназий. Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразователь ...