"Образование взрослых не может строится как обучение студентов (лекции, семинары, экзамен) или обучение школьников (урок, домашние задания, выполняемые для учителя, ответ у доски, оценка). Оно может выступать как повышение квалификации – с выделением используемых профессиональных способов и приемов, преследуемых целей и решаемых задач, экспертной оценкой всего этого, пробой преобразования для увеличения эффективности, самооценкой и признанием со стороны профессиональной среды" (А.М. Аронов).
Данный проект предполагает 4 модуля, проводимые с интервалом в 4-6 мес.
Модуль 1. "Соотношение культурной и учебной действительностей"
Модуль проводится на материале заранее подготовленных учебных занятий заявленных на учебные занятия (культурное содержание), проведение открытых учебных занятий (8-12 школьников на занятии), экспертная реконструкция их учебного содержания, повторное проведение учебных занятий, экспертная реконструкция их педагогического содержания, пробы проектирования "особых" занятий.
Модуль 2. "Понятие дискуссии и диалога в образовательном процессе"
Модуль предполагает тренинг обращения в устном взаимодействии к контексту говоримого и обсуждения понятий дискуссии (с выделением позиций и средств дискуссии) и диалога (с выделением проблемы соотношения разных логик говорящих).
Модуль 3. "Понятие исследовательского занятия"
Модуль предполагает различение проблемных и исследовательских занятий, выделение структуры исследовательской деятельности и приемов ее организации со школьниками разных возрастов.
Модуль 4. "Организация творческой работы школьников: учебное исследование"
Модуль ориентирован на разработку учебных и обучающих средств поддержки выполнения школьниками творческих работ (включающей в себя проведение учебного исследования, направленного на изменение способов учения, а не только на получение результата), их оформления и защиты.
Каждый модуль проводится в режиме интенсивных занятий в течении целого дня и занимает 2-3 дня. Подробную программу модуля №2 см.
Тема модуля, на котором я присутствовала, была: "Понятие дискуссии и диалога в образовательном пространстве".
1. Организационно-стратегическая и содержательно-стратегическая линии (соответствующие четырем модулям):
1 модуль – Экспертно-аналитический
Это проведение открытых учебных занятий, дискуссий; наличие экспертной реконструкции; повторное проведение учебного занятия.
2 модуль – Разработническо - аналитический тренинг
Здесь педагоги сами участвуют в дискуссии (тренинг), а затем занимаются аналитическим разбором понятий дискуссии и диалога (с выделением позиций и средств дискуссии и с выделением проблемы соотношения разных логик говорящих).
3 модуль – Аналитический
Здесь в основном идет аналитическая работа с понятием исследовательского занятия (выделение структуры и приемов организации исследовательской деятельности).
4 модуль – Образовательно - разработнический
2. Деятельностный возраст соответствует студенчеству (учебно-профессиональный период)
3. Диалогичность. Чисто лекционного материала не было, постоянно были вопросы со стороны аудитории, наблюдалось живое обсуждение волнующих тем и непонятных моментов. Главное, был замечен интерес и вовлеченность педагогов, что не может не радовать. Хотя можно заметить, что вовлечены конечно были не все, но значительная часть аудитории (что скорей всего является вполне нормальным и предсказуемым).
В основном в центре обсуждения были понятия "диалог" и "дискуссия". Готовых определений, конечно, не давалось, а в ходе работы обсуждалось, что может быть их содержанием. И хотя в ходе опросов нескольких педагогов выяснилось, что для них не стало до конца понятно содержание и определение этих понятий, но некоторые моменты они для себя прояснили и в дальнейшем хотели бы и собираются использовать эти формы обучения в своей педагогической практике.
Новое в образовании:
Трудности формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных
семей
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и зако ...
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта ...
Понятие «групповая работа»
Рассмотрим понятие групповой работы с трех позиций: a) Какие процессы должны протекать в группе? b) Какие элементы составляют совместную деятельность в группе? c) Какие идеи и представления обеспечивают групповую работу? а) Процессы. 1. Первым важнейшим шагом к групповой работе является самоопредел ...