Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте

Страница 6

Предварительное выражение, в то же время в особенностях игры обнаруживаются индивидуальные черты характера, темперамента и одаренности; эти черты в обычной жизни ребенка еще не проявляются заметно, да и не имеют еще повода для своего выявления; в игровой же деятельности они выступают, так сказать, пророчески и имеют, поэтому прогностическое значение. Предварительная проба стоит в известной противоположности к предварительному упражнению, ибо последнее предваряет готового человека; предварительная проба напротив, проистекает из нерешительности по поводу того, что должно выйти. Здесь человек берется то за ту, то за другую деятельность, отдается ей с большей или меньшей энергией, иногда со страстью, чтобы быстро перейти к другой, так как первая оказалась несоответствующей жизненной линии личности. Там где эта экспериментирующая деятельность господствует, там отдельные способы деятельности уже не являются формами предварительного выражения; можно оказаться в большом заблуждении, если на основании той или иной эпизодической формы деятельности и сделать заключение относительно структуры будущей личности.

В поведении подростка мы имеем дело, прежде всего с предварительными пробами, ибо подросток потерял уже самоуверенность ребенка, путь, который должен привести его к собственной жизненной форме идет через бесформенность, сквозь чащу, по окольным путям и ложным тропинкам; подросток пробует и испытывает самые различные виды деятельности, чтобы затем снова и снова оставлять их, причем, все это не сознается им как простая проба, а воспринимается серьезной и окончательной деятельностью.

Подросток смотрит с известным пренебрежением на детские годы, в узком смысле этого слова; с игрушкой еще недавно столь любимой, он уже не хочет иметь никакого дела. Все вещи, за которые он принимается, носит серьезный характер, и намерения его, также серьезны; и, однако, это ни есть серьезная в полном смысле этого слова, а только предварительная “проба”, иначе говоря, “серьезная игра”.

В предварительной пробе подросток узнает, в какой степени его мнение не соответствует его стремлениям; он учится мало-помалу умерить свои цели и закалить свои силы. В том обстоятельстве, что он прежде, чем научиться этому, переживает много неудач, нет никакого вреда, поскольку это игровая подготовка к жизни совершается на невинном материале, как это должно быть в действительной игре. Точно так же в процессе пробы устанавливает подросток свое отношение к отдельным видам интересов, которые в нем бродят и среди которых то один, то другой стремится на время к гегемонии. Только практически испытывая его, он сможет узнать, имеет ли он дело с областью, лишь поверхностно не интересующей его, а в действительности чуждой его существу, в этом случае, испробовав ее раз, он ее изживает, освобождается от нее, или же в ней заключены тенденции, действительно определяющие будущее его личности. Продолжая идти ощупью, он может уже в пределах этой тенденции сужать постепенно неопределенный круг возможностей, пока не выявится с полной ясностью и определенностью та форма деятельности, которая ему адекватна: он стал взрослым. Формы и виды юношеской серьезной игры чрезвычайно многообразны. Мы, прежде всего, выясним на примере отдельных реальных сфер интересов подростка характерные черты его серьезной игры, а затем осветим то формальное проявление этих черт, которое в любой области деятельности может привести к интересу спортивного характера.

О “серьезной игре” мы говорим в том случае, когда имеется налицо субъективная серьезность, без того, чтобы ей соответствовало объективно серьезное значение деятельности. Получается впечатление, что в некоторых из этих эпизодов изживаются путем урегулирования поверхностные виды эротики, и таким образом из многообразия возможностей постепенно вырабатывается более глубокие и адекватные индивидууму формы. На примере различных общественных организаций юношества обнаруживается другая сторона серьезной игры, а именно - столь частое не соответствие между субъективным сознанием важности данной деятельности и не незначительностью результата, это одна из форм учения, которая при известных условиях может быть плодотворной, чем школьное учение, ибо она является самовоспитанием к ответственности. Пусть юношеская организация через год распадется, не оставив никакого следа своей деятельности; она все же существовала не напрасно, ибо ее участники развивали на ней свое общественное сознание и упражняли свое стремление к борьбе; они научились не только понимать общественные взаимоотношения и взаимодействия, но усваивать их чувством и волей. Считать такого рода юношеское объединение бесцельным и излишним на том основании, что от него “нет никакого толка”, что у него “нет никакого постоянства”, что оно “приводит к растрате времени”, по меньшей мере, так же неосновательно, как если бы кто-нибудь счел бессмысленными постройки детей на песке на том основании, что ближайший ветер разрушит эти постройки. С этой точки зрения нужно иначе смотреть и на юношеское движение и школьное самоуправление. Поверхностному взгляду и здесь бросается в глаза, прежде всего несоответствие между большими намерениями и действительными результатами; но более глубокий взгляд поймет, что подлинный смысл этой деятельности в значительной мере как раз предполагает внешнюю безрезультатность. Если бы согласование средств и целей было с самого начала безупречным, тогда все должно было сводиться к простому перенятию и подражанию способам поведения, существующим среди взрослых. Но это было бы нечто совершенно не похожее на юность. Поскольку юноша стремится подняться над уровнем предшествующего поколения, поскольку он хочет достичь новых целей новыми средствами, поскольку он даже старое и вечное хочет заново воссоздать из себя самого, постольку блуждание, искание на ощупь и прохождение через сотню разочарований являются необходимым условием того, чтобы он достиг, в конце концов, надлежащей согласованности средств и целей, хотения и умения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Детские сады для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения
Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом. В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, ст ...

Новообразование – «Я сам»
Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимос ...

Педагогические способности учителя
Педагогическая психология накопила богатейший материал исследований в области психологии педагогического труда. П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В. ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru