Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов.
Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. Изготавливаем пандус для инвалидов по всем нормам и правилам.
В теории Ф. Шиллера, которую обычно называют теорией избытка сил; игра - это скорее наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка сил. Для Ф. Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое по Ф. Шиллеру доставляется игрой.
Введенное Ф. Шиллером наслаждения как конституирующего его признака, общего для эстетической деятельности игры, оказало влияние на дальнейшую разработку проблем игры.
Г. Спенсер также уделяет игре не слишком много места, специально не занимается созданием своей теории игры. Его интерес к игре, как и у Ф. Шиллера, определен интересом к природе эстетического наслаждения. Однако проблему избытка сил, о которой говорит Ф. Шиллер, Г. Спенсер ставит в более широкий эволюционно-биологический контекст.
Свои взгляды по поводу игры Г. Спенсер излагает так: «деятельность, называемая игрой, соединяется с эстетической деятельностью одной общей чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни.
Для Г. Спенсера различие между игрой и эстетической деятельностью заключается лишь том, что в игре находят выражения низшие способности, в то время как в эстетической деятельности – высшие.
Все приведенные выше высказывания не имели характера систематического изложения игры. Они заложили лишь традицию рассмотрения природы игры в контексте возникновения эстетической деятельности.
Таким образом, уменьшение в процессе исторического развития значения развернутых форм игровой деятельности в жизни детей и привело нас к мысли о необходимости исследовать, прежде всего, именно эту форму игры, тем более в отношении такой формы деятельности детей все авторы сходятся в том, что есть игра.
Предметом исследования является природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка и в его будущем.
За исключением бихевиаристов, представители почти всех направлений в зарубежной психологии, так или иначе - пытались объяснить игру детей, реализуя свои общие теоретические концепции (З. Фрейд, К. Коффка, К. Левин, Ж. Пиаже). В конце 19в. психологи обращали внимание на детскую игру и фантазию. Селли выделил две формы ролевой игры: преобразование ребенком себя и окружающих предметов, глубокая поглощенность. Эти два феномена детской игры - деятельность фантазии и поглощенность вымыслом – подчеркивались и выделялись многими психологами, вокруг их объяснения сосредоточилось внимание теоретиков игры.
В. Штерн считал, что у ребенка полная или почти полная иллюзия действительности. Эти фантазии у ребенка возникает из-за препятствий и тесноты возникающего мира. Таким образом, возникает альтернатива в объяснении игры; игра- реакция на тесноту мира, в которой, живет и ребенок, или воспроизведения деятельности взрослых, привлекательной для ребенка. К. Бюллер, считал, что основа игры у ребенка – фантазия и воображение. Л.С. Выготский: у ребенка фантазия повышается, а воображение понижается.
З. Фрейд нигде не излагает своей теории игры, и создание такой теории не входит в его задачу. Он касается вопросов игры лишь попутно, в связи со своей попыткой проникнуть «по ту сторону принципа удовольствия». Последователи З. Фрейда: Клейн – считал, что предметы в игре имеют огромное значение; Айзаракс – интерпретирует игры с машинами и двигателями, постройками больших башен, манипулирование с материалами, подобными пластилину, как проявление фантазии ребенка о сексуальной связи родителей, а строительство « маленьких домиков» и « уютных уголков» как воплощение скрытых желаний возвращения во чрево матери, где ребенок может быть наедине с ней и где есть возможность не допускать соперника – отца. Гук – Гельмут – форма игры возникает на основе тех же механизмов, которые лежат основе снов и неврозов. Вытеснение и сдвиг, сгущение, образование символов, идентификация дают игре ее форму. А. Адлер: слабость, несамостоятельность; ребенок пытается заглянуть в себя, играя в фею, или в волшебника, игра в дочки – матери, в лошадки – притеснение со стороны взрослых и родителей. Все это у ребенка чувство полной неполноценности.
Новое в образовании:
Основные методы выявления и изучения педагогических инноваций
После определения содержания инновационной деятельности учителя, определения сущности педагогических инноваций, перейдём к характеристике основных методов выявления и изучения педагогических инноваций. Прежде, чем приступить, сделаем короткое замечание. Методы выявления и методы изучения педагогиче ...
Методические основы обучения координатному методу
Этапы решения задач методом координат Чтобы решать задачи как алгебраические, так и геометрические методом координат необходимо выполнение 3 этапов: 1) перевод задачи на координатный (аналитический) язык; 2)преобразование аналитического выражения; 3)обратный перевод, т. е. перевод с координатного я ...
Диагностические признаки сформированности устной и письменной
речи на каждом из уровней
В работах Мелибурда Е.Л. «Психологические возможности улучшения общения» и Нифонтова В.И. «Концептуальные основы технологии индивидуализации обучения и воспитания» выделяется шесть уровней сформированности коммуникативных действий, проявляющихся в устной речи. Чтобы рассмотреть сформированность пис ...