Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 4

Диалектический материализм о нравственности. В рамках нашего исследования рассмотрим проблему нравственных ценностей с материалистических позиций (Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс, основатели нового мировоззрения в философской науке, рассматривали саму мораль как внутренний революционный фактор, мобилизующий народ на улучшение объективных условий их жизни и самих себя, мира своих страстей, чувств, помыслов, мотивов, идеалов. По их мнению, без духовного обновления общества и человека немыслима никакая социальная революция. Последняя же, в свою очередь, раскрывает новые горизонты, ценности и цели деятельности людей, воплощает их творческие усилия, устремления к лучшей, более справедливой, чистой жизни, к добрым, гармоничным межличностным отношениям, то есть создает условие для быстрого нравственного прогресса общества и личности.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали главными нравственными ценностями «смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости». Классики марксистской этики отмечали, что если подходить к развитию нравственности диалектически, то в изложениях нравственности, в самой диалектике противоречий можно увидеть неуклонное восходящее движение. Совершая моральный выбор по внутреннему убеждению, люди добровольно берут на себя всю полноту нравственной ответственности за его результаты. При этом идейность и убежденность взаимно подкрепляют друг друга, вызывая у личности потребность в трезвой самооценке, самоконтроле, самовоспитании, в гуманных поступках через моральное творчество. Социоцентристский подход к пониманию человека и его ценностей обесценили конкретного человека с его особенностями в марксистской философии. Экзистенционально-персоналистская философия XX века.

В XX столетии проблематика человека осуществляет новый поворот, причем именно к теме его существования.

В результате родилась экзистенционально-персоналистская философия XX века. Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внимание крупные философы (И.А. Бердяев, П.И. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.) - это проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе, переживающим глубокий кризис, причина которого, по мнению философов-экзистенциалистов, в последствиях научно-технической революции.

Для нашего исследования, ставящего своей целью выделение путей воспитания нравственных ценностей современных старшеклассников, философия экзистенциализма является методологией, т. к. в ней представлен механизм определения смысла человеческой жизни. К. Ясперс считает, что « . каждый человек должен отчетливо сознавать, какова его позиция и во имя чего он действует. Каждый человек как будто предназначен божеством жить и действовать во имя беспредельной открытости, подлинного разума, истины, любви и верности вне того насилия, которое свойственно государству и церкви, под гнетом которого мы вынуждены жить и которому противостоять». «Высвечиванию экзистенции» принадлежит по К. Ясперсу, уникальная роль в человеческой жизни.

Идеи К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и других философов экзистенциалистов весьма актуальны до сих пор. М. Хайдеггер - один из значительных философов - экзистенциалистов XX столетия.

В труде «Бытие и время» М. Хайдеггер озабочен не бытием, а человеком. Он, по мнению философа, единственное существо, для которого бытие является проблемой, более того, глубоко личной, экзистенциальной проблемой. М. Хайдеггер утверждал, что бытие человека всегда носит характер «моего» бытия, практические повседневные контакты человека с миром осуществляются при помощи практических орудий, которые «находятся под рукой» в противоположность инертным объектам рассмотрения и анализа, просто «присутствующим под рукой». Ориентацию, или проекцию, человека на горизонт будущего, М. Хайдеггер называет «пониманием», от которого берет начало «дискурс», или речь, в настоящем - истолковании того, как обстоит дело с твоим бытием. Три эти экзистенции, отделимые друг от друга в интересах анализа, в действительности проникают друг в друга. Не замкнутость человеческой проекции в будущее позволяет М. Хайдеггеру охарактеризовать экзистенциональную сущность человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Философские основы воспитания нравственных ценностей
Проблема нравственных ценностей занимает одно из ведущих мест в системе современного философского знания. Изучение нравственных ценностей в широком значении возникла задолго до нашей эры. Термин «нравственность» берет свое начало от греческого «этос». Впоследствии древнеримский философ Цицерон ввел ...

Генезис концептуальных основ физического воспитания
В апреле 2000 года на совместной Коллегии Министерства образования Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь была обсуждена и одобрена Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь. Сформулированные в Концепции предс ...

Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируют ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru