Активность учащихся во многом зависит от того, как учитель преподносит краеведческий материал и как он организует внеурочную деятельность школьников. Эмоциональный, яркий материал всегда вызывает интерес у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом явлении и научным понятием. При проведении беседы учитель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную деятельность.
Одним из приемов такой работы является создание «проблемных ситуаций» в краеведческой деятельности, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа. На занятиях могут предлагаться задачи, требующие проведения вычислительных операций (хронологических, возрастных); задачи, связанные с ориентировкой в пространстве; задания, требующие интерпретации полученных фактов. Решение «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению краеведческих знаний, формирует умения использовать полученные знания на практике. При выполнении таких заданий ученики должны использовать знания, полученные при изучении других предметов (математики, ознакомления с окружающим миром, рисования и т. д.), что позволит лучшему усвоению новых знаний и закрплению ранее изученного материала.
Большую роль в формировании познавательной активности может играть практическая деятельность учащихся. В процессе изучения краеведческого материала используются разнообразные виды практических работ: определение нахождения памятников культуры, ориентирование на местности, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, заполнение таблиц (обобщающих, сравнительных, требующиех классификации объектов).
Использование наглядности призвано повысить восприятие краеведческого материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на занятиях развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету. В работе с учащимися разных возрастных групп необходимо использовать различные виды наглядности: натуральные предметы (коллекции растений, предметы быта), объемные пособия (макеты, модели), картины, схемы. При отборе наглядных пособий по краеведению главными критериями являются типичность изображенного объекта или явления и доступность для учащихся с ЗПР.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с ЗПР к краеведению является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание и т. д. (Ермолаева 2008:30). На занятиях по краеведению используют игры на знание памятников, достопримечательностей, выдающихся людей своего края, викторины, конкурсы, «игры-путешествия», игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т. д.
Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к краеведческому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Использование игр даёт возможность вызвать активную деятельность школьников, проявить волевое усилие, настойчивость в решении задач; способствует развитию произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Описанные методические приемы не исчерпывают всего многообразия средств, которые применяются в краеведческой деятельности в специальной (коррекционной) школе VII вида для формирования прочных краеведческих знаний, воспитания интереса к краеведению и активизации познавательной деятельности учащихся с ЗПР.
Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей и состояния и краеведческих знаний позволяет сделать следующие выводы: задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка и является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Для этого, необходимо сформировать основу для становления высших психических функций, обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования. Такой подход может способствовать эффективному формированию разнообразных по содержанию знаний, в том числе и краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.
Новое в образовании:
Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных
стандартов
Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах многих ученых (Воскресенская Н.М., Днепров Э.Д., Betts J.,Costrell R.M.). Они раскры ...
Обучение и игра
Игра, которая по меткому выражению известного психолога Д. Эльконина, раньше оставалась за порогом школы, наконец, прорвалась в школьную дверь и меняет детские игры? Дмитрий Кавтарадзе говорит о том, что – Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в каждом из нас, помогая находить себя в ...
Возрастные особенности учеников 9 класса
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процес ...