Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР » Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР

Страница 2

Овладение краеведческими знаниями и умениями работы с краеведческим материалом - объективно сложный процесс для школьников с ЗПР, обусловленный особенностями их познавательной деятельности: недостаточной дифференцированностью восприятия, нечеткостью и бедностью представлений, пассивностью мышления, снижением направленности на поиск существенного в объектах и явлениях, затруднениями в абстрагировании, сравнении, обобщении и т.п. Но, поскольку ученики с ЗПР адекватно принимают предлагаемую помощь, способны усваивать принципы действий и осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание, то это позволяет им приобретать определенные краеведческие знания, умения и навыки во внеклассной работе.

Чтобы помочь учащимся с ЗПР усвоить минимум краеведческих знаний, учитель должен продуманно организовать их учебно-познавательную деятельность. Для этого ему необходимо четко представлять особенности усвоения краеведческих знаний учащимися специальной (коррекционной) школы VII вида.

Одной из особенностей детей с ЗПР является склонность их к чувственному познанию мира, в частночсти – краеведения. Вводя школьников в изучение родного края, учитель должен обеспечить условия для возникновения у них соответствующих ощущений (зрительных, слуховых, осязательных), т. к. от остроты и силы этих ощущений будет в определенной степени зависеть правильность восприятия новых краеведческих сведений.

Сравнение различных объектов следует начать с создания их зрительного образа, причем обязательно в действии: показать картины (иллюстрации, рисунки), на которых изображены постройки, рассмотреть отличия, определить их назначение. Но, применяя опору на чувственное познание, учителю необходимо соотнести непосредственно воспринятое со знаниями, полученными детьми ранее. (Когда, где видели, для чего предназначались и т.п.?). При этом следует постоянно помнить о том, что представления обычно бывают беднее непосредственных восприятий, поэтому без опоры на наглядность уже известные учащимся с ЗПР образы теряют свои индивидуальные черты. В связи с этим на занятиях по краеведению необходимо постоянно использовать разнообразную наглядность, но вариативно. Опора на зрительные образы должна стать ведущей и при изучении нового материала учащимися и при его закреплении.

Из-за поверхностного восприятия учебного материала и фрагментарного его усвоения учащимися с ЗПР учитель должен давать точное описание краеведческих фактов, отграничивая их от иных объектов познания, не задерживаться на отдельных, хотя и ярких, но второстепенных признаках, давать, главным образом, только те, которые выявляют сущность познаваемого факта, объекта.

Учащихся с ЗПР, как правило, затрудняет установление связей между разными краеведческими событиями, в результате чего они дают характеристику событий только по внешним признакам. Поэтому на занятиях по краеведению чаще следует вводить сюжетные оценки в повествовательный рассказ, давать яркие характеристики деятелей своего края, привлекать разнообразные средства наглядности и т. д.

Необходимо помнить о том, что осмысление краеведческих знаний идет более успешно при выполнении учащимися разных видов умственной и практической деятельности; например, при сравнении событий и явлений можно дать описание исторических лиц, правильно соотнести даты и события, сделать рисунок, склеить макет и т. д. Это вызывает необходимость не только что-то выполнить, но и объяснить, к каким событиям относится сделанная вещь или нарисованная картина.

Игровые упражнения помогают отрабатывать термины, топографические названия, запоминать имена участников событий. Такие задания возможно использовать как на уроке, так и на любом внеклассном мероприятии. Примером подобных игровых упражнений могут служить задания на соотнесение: а) изображаемого объекта и его названия; б) изображения и фрагмента текста, раскрывающего смысл картины, иллюстрации, фотографии; в) памятника архитектуры и его место расположения; задания на узнавание достопримечательности по описанию.

Тем не менее, практика работы специальных (коррекционных) школ показывает, что учащиеся с ЗПР имеют достаточно ограниченный круг сведений и представлений о своем городе, его достопримечательностях, испытывают трудности в овладении краеведческим материалом. В целях совершенствования средств, методов и технологий, направленных на повышение уровня краеведческого образования школьников, периодически должна проводиться диагностика их знаний не только в форме традиционных бесед, но и в форме тестовых, игровых заданий, викторин и анкет и т.д.

Проведенные исследования позволили выявить состояние краеведческих знаний учащихся с проблемами интеллектуального развития специальных школ Санкт-Петербурга и трудности, которые они испытывают при ответах на вопросы разной направленности:

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Современные методы активизации учебного процесса
Дидактика трактует методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов. Говоря о методах активизации обучения, мы в первую очередь обращаем вн ...

Понятие «групповая работа»
Рассмотрим понятие групповой работы с трех позиций: a) Какие процессы должны протекать в группе? b) Какие элементы составляют совместную деятельность в группе? c) Какие идеи и представления обеспечивают групповую работу? а) Процессы. 1. Первым важнейшим шагом к групповой работе является самоопредел ...

Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности
Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства. Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуаль ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru