Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: разработка комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим и экспериментальная апробация разработанной комплексной системы с детьми экспериментальной группы.
Так как обучение в детском саду ведется по Программе воспитания и обучения в детском саду, то дети контрольной группы занимались только по этой программе, а детям экспериментальной группы в процессе проведения занятий по этой программе внедряли разработанные нами задания.
Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим направлениям:
1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
2. Ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря в дидактических играх и упражнениях.
Работа по направлениям была включена в комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6 в процессе ознакомления с окружающим миром.
Комплексная система состоит из 13интегрированных занятий, включающих задания, разработанные на основе различных методических источников: авторских книг, материалов периодической печати.
Особое место в комплексной системе мы уделили дидактически играм и упражнениям, т.к. дидактические игры, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированные и разнообразные, сложное само содержание.
Иногда, детям трудно объяснить слова, которых нет в окружении ребенка. Поэтому мы прибегали к методу показа кинофильмов, диафильмов и компьютерных презентаций. Был организован показ презентаций на тему «Профессии», «Птицы», «Транспорт», «Еда», «Правила поведения» (диск прилагается). Все презентации вызвали огромный интерес у детей. Все презентации сопровождаются веселыми детскими песенками и загадками. Ответы на которые дают дети. По желанию родителей данные презентации были размножены для просмотра дома совместно с родителями.
В настоящее время издается огромное количество познавательных журналов, таких как «Твои веселые зверята», «Мурзилка», «Животные нашей планеты», «Звери» и т.д. В свободное от занятий время мы с детьми знакомились с материалами журналов. Дети узнал об образе жизни некоторых животных, которых нет в нашей полосе. Например, об образе жизни пингвинов, львов, об таких экзотических животных как игуана, коала и т.д.
Т.к. наш детский сад находится рядом с воинской частью, и большинство пап детей служат в ней. Мы организовали экскурсию в воинскую часть, и дети поближе познакомились с профессией военного, узнали о почетной обязанности служить в армии.
Дети, принимавшие участие в эксперименте с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.
Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции при выполнении условий игры, невнимательностью.
В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.
Особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера.
На начальных занятиях некоторые дети в силу особенностей своего характера иногда баловались, громко кричали, слабо реагировали на замечания. Позже дети привыкли к регулярным занятиям, сами просили поиграть с ними еще.
В целом было замечено, что дети экспериментальной группы делились полученным опытом с детьми контрольной группы в процессе самостоятельной деятельности. Дети экспериментальной группы делились полученными впечатлениями с детьми, которые не приняли участие в эксперименте. При рассказе о прочитанном или увиденном испытуемые в своей речи использовали вновь услышанные слова, тем самым закрепляли их в своем словаре.
Стоит отметить тот факт, что при употреблении нового слова дети из контрольной группы просили объяснить ребенка из экспериментальной группы значение данного слова и дошкольники с удовольствием выполняли просьбу.
Так как работа на формирующем этапе эксперимента велась только с экспериментальной группой исследования, мы рекомендовали воспитателям после опытно-экспериментальной работы, провести такие же мероприятия с оставшимися в группе детьми.
Новое в образовании:
Содержание преодоления конфликтов у детей старшего
дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно от ...
Различные формы конференций как формы повышения квалификации
Также в качестве формы повышения квалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образования в различных научно-практических конференциях. Для примера можно рассмотреть Конференции по педагогике развития и "2-ую Всероссийскую конференцию "Открытое дополнительное образов ...
Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии
как формы наблюдения при обучении естествознанию
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования естественнонаучных ...