Понятие « краеведение». Его сущность и значение

Страница 5

В настоящее время существуют проблемы выбора модели изучения курсов краеведческой направленности (отдельный курс или курсы, интегрированное включение отдельных краеведческих тем в курс "Окружающий мир", включение краеведческой тематики во все предметы, которые изучает ученик, внеклассные факультативные занятия и т.д.), оснащения учебно-методическими комплектами учащихся по курсам краеведческой направленности; оценки результативности изучения курсов краеведения.

Таким образом, прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

С конца ХХ века интерес к краеведению возрастает с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. И здесь роль школы, новой школы, должна быть значительно расширена.

Начиная с 1990 г. разрабатывались и апробировались концепции краеведческого образования и соответствующие им программы учебных курсов, учебные пособия. Имеет место введение отдельного курса краеведения (он может изучаться факультативно). Широкое распространение и большую популярность имеет многообразная внеклассная историко-краеведческая работа. Написано и опубликовано немало работ и статей по опыту школьного исторического краеведения. Педагогическими коллективами учреждений образований накоплен интересный опыт в сфере воспитания детей, сложились определенные традиции, способствующие совершенствованию воспитательного процесса. Во многих школах организована совместная деятельность педагогов и школьников по возрождению, сохранению и развитию культурного, исторического наследия нашего народа, педагоги всё больше внимания уделяют подбору нравственных ориентиров учащихся на основе уважения к национальным традициям.

Краеведческая работа в школах ведется под руководством учителей. При этом объем, содержание и формы этой работы зависят от возраста учащихся, их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже в первых классах учащиеся получают элементарные представления о своем родном крае, его природе и жизни людей. С введением курсов природоведения, истории, географии, биологии краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этих предметов изучается в значительной степени на краеведческой основе. Вместе с развитием кругозора учащихся, их знаний и умений расширяются возможности для внеклассной краеведческой работы, повышается уровень самостоятельной работы школьников.

Формы внеклассной краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, походы, вечера, конкурсы, олимпиады. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность, активизируется участие школьников в работе краеведческого кружка или музея. В некоторых школах стало традиционным проведение конференций по историко-патриотическому направлению, на которых делятся опытом, подводят итоги педагоги и учащиеся.

Работая по программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», отдел образования, Совет ветеранов войны и труда, педагогические коллективы школ разработали мероприятия по реализации этой программы. Особое внимание уделено мероприятиям, посвященным Дню Победы. В школах с целью формирования гражданско-патриотического сознания, привития любви к своей малой родине оформляют уголки боевой Славы, альбомы, витрины с музейными экспонатами (солдатские письма, награды, фронтовые газеты, фотографии и др.), которые собрали учащиеся в экскурсиях и походах. Материалы школьных музеев используются не только на уроках, но и на школьных и классных мероприятиях. Все это работает на воспитание подрастающего поколения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе
Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. 1.В настоящее время действующие в специальных (коррекционных) школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех ...

Детские сады для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения
Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом. В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, ст ...

Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru