Социально-психологические особенности младшего школьника

Педагогика и воспитание » Воспитательная система с младшими школьниками » Социально-психологические особенности младшего школьника

Страница 4

Биологические факторы включают и состояние физического здоровья. В медицинской статистике приводятся устрашающие цифры: среди современных школьников только 10% могут считаться совершенно здоровыми. У остальных отмечаются хронические и острые заболевания разных систем и внутренних органов. Безусловно, наличие какого-нибудь заболевания изнуряет организм, истощает психические ресурсы. Отдельно следует отметить такую особенность младшего школьного возраста, как подготовку организма к грядущим пубертатным изменениям. Прежде всего, имеется в виду состояние повышенной готовности эндокринной системы. Начинающиеся в этом периоде гормональные перестройки находятся в тесной связи с функционированием психики и должны учитываться при оценке состояния психического здоровья.

Существенное влияние на особенности психического и физического развития ребенка оказывают наследственные, генетические факторы, а также врожденные (различные патологии в период беременности матери и во время родов) и приобретенные (осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний, травмы головы, психическая деривация, т.е. отделение от матери, дефицит или отсутствие теплых эмоциональных отношений в раннем возрасте) аномалии. Серьезные опасения вызывает в последнее время ухудшение экологической обстановки.

Психологические факторы охватывают комплекс условий. Это и сформированность учебной мотивации (т.е. желание учиться, познавать новое), степень эмоционально-волевой зрелости (развитость эмоционального контроля, умение поступиться сиюминутным удовольствием, соответствовать требованиям учителя и учебной ситуации, иерархия ценностей, нравственная позиция), адекватное отношение к сверстникам, учителям, успехам и неудачам.

К социальным факторам можно отнести, прежде всего, влияние семьи, которое проявляется главным образом в воспитательных воздействиях. Из них наиболее неблагоприятными считаются гиперопека, повышенный контроль, невнимание и игнорирование нужд ребенка, попустительство, возвеличивание, воспитание по типу "маленький неудачник", "золушка", "кумир семьи". Важное значение имеют семейные отношения, наличие "взрослых" проблем, в которые вовлекается ребенок.

Нельзя не учитывать общие особенности социальной среды: недостатки и преимущества большого города (урбанизация, технизация, неконтролируемый поток массовой информации, повышенные психические нагрузки и вместе с тем возможности для более интенсивного культурного, интеллектуального, эстетического, спортивного развития), общественно-политическая ситуация (социальное расслоение, экономическое неравенство, социальная нестабильность, национальные конфликты, миграции, чрезвычайные происшествия). Ребенок слишком рано сталкивается с непростыми проблемами, его психика не всегда справляется с теми социальными условиями, в которых он оказывается.

Мощнейшим фактором психического здоровья ребенка в начальных классах является школа. Трудно переоценить влияние учителя (не только как профессионала, но и его личности, авторитета, его принципов обучения и отношения к ученикам), детского коллектива, в котором есть свои лидеры и аутсайдеры и в котором ребенок должен находить свое место. Важен общий настрой в школе, который может культивировать гуманизм или насаждать безалаберность, равнодушие, формализм. Для психического здоровья младшего школьника вредны крайние проявления педагогической некомпетентности. С одной стороны, чрезмерные требования, предвзятость, придирчивое отношение, запугивание, несоразмерные с возможностями ребенка нагрузки, а с другой, — безразличие к его трудностям, халатность, невнимание могут приводить к таким серьезным нарушениям, как дидактогении (психические стрессовые реакции у ребенка, непосредственно связанные с процессом обучения, педагогические психотравмы) или педагогическая запущенность.

Психологические проблемы, связанные с началом школьного обучения. Рассмотрим основные психологические проблемы, которые возникают в процессе обучения в начальной школе и могут быть как следствием уже сложившихся психических особенностей ребенка, так и причиной возникающих отклонений психического здоровья.

Одна из основополагающих проблем касается процесса адаптации к школе. Особую актуальность она приобретает в первом классе. Как правило, к 7 годам у ребенка складывается заинтересованность и общее положительное отношение к школе, что свидетельствует о его социальной зрелости, соответствующей возрасту, и готовности к участию в учебном процессе. Однако, как бы ни было велико его желание учиться и как бы ни был он хорошо подготовлен к школе, начало обучения — это всегда стресс, вызванный сменой привычного стереотипа и возрастанием психической напряженности. Меняется очень многое: окружение, "среда обитания", распорядок дня, нагрузки, требования, статус. И, как при любом существенном жизненном изменении, в этом случае необходим адаптационный период. В среднем проходит около полугода, пока вырабатываются привычки (рано вставать, не опаздывать, каждый день делать уроки и т.п.), формируются новые учебные умения и навыки, устанавливаются отношения со сверстниками и учителями. Безусловно, эти процессы будут продолжаться, и зависеть от конкретных обстоятельств, личностных особенностей и способностей ребенка, условий его домашнего воспитания. Но даже при отсутствии серьезных поводов для беспокойства требуется время для того, чтобы ребенок начал привыкать к новой роли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...

Иллюстрация разработки инструментария для определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...

Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС
· Тщательно планировать содержание компонентов ИОС. · Мотивировать студентов к созданию и поддержанию работы компонентов ИОС. Предлагать студентам в качестве заданий накопительной части ТК РНС задания по преобразованию имеющихся учебных и методических материалов в электронный вариант. · Преподавате ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru