Проблема творчества вообще и роль творчества в развитии личности

Страница 3

Миллионы людей рисовали тест «Несуществующее животное». Психологи, которые обрабатывают этот тест, точно знают, что и взрослые, и дети рисуют животное, созданное из элементов, с которыми человек сталкивался ранее. Он может скомбинировать их иным способом, чем тот, который существует в реальности, придать другую форму, функцию, перенести в другое место и время, но не способен создать элемент, который не был бы представлен ему в прежнем опыте.

Первая интересная мысль – колесо – это лишь перенос на землю того образа, который ежедневного катится по небу. Конструкторы, создающее самолеты, видели птиц и копируют их крыло, клавиатура современного компьютера – видоизмененная клавиатура печатной машинки, а интерфейс Windows – лишь привычный для каждого способ рассматривать изображение в окне.

Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между эмоциональным переживанием и творческим воображением: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства. Чем более живо ребенок рисует в своем воображение чудовище, тем больше он боится, забывая о том, что сам его породил.

Не менее значительным фактором является личностные особенности. Есть люди, легко придумывающее новые варианты форм и новые объяснения явлениям, но есть и такие, для которых изменчивость близка чему-то неприятному и тревожному. Это отличие можно объяснить особенностью среды, в которой развивается ребенок: она может активно поощрять в нем созидательные способности, иногда даже и слабо выраженные, но и может не менее активно препятствовать их проявлению, подавляя явно различимый талант.

Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, каждому периоду детства свойственна своя ее форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве .

Согласно Т. Рибо, все формы творчества требуют включения эмоций, как побудителей этого процесса, и знаний, необходимых для его воплощения. В качестве примера Рибо приводит путешественников, много видевших, но не умеющих рассказать об этом людям, и эмоциональных людей, чьи порывы никогда не порождают творческого результата.

Для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и трезвости разума. В разные возрастные периоды возможности к творчеству у людей не одинаковы. Ребенок готов рассказать, но ему пока нечего вспомнить. Старику есть, что вспомнить, но отсутствует эмоция, подкрепляющая желание это передать. В детстве рисуют, танцуют, поют и декламируют стихи почти все, уже в начальной школе это делает существенно меньшее число детей, тогда как к подростковому возрасту в искусстве остаются единицы. О тех, кто в семьдесят лет начинает рисовать вновь, слагают легенды.

В норме воображения активизируется в трехлетнем возрасте, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особо одаренных людей. С возрастом большинство навсегда уходит в прозу практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако воображение не исчезает полностью, оно появляется теперь в каких-то отдельных аспектах жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Характеристика коммуникативной функции речи
Коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой - либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных су ...

Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием речи
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Своеобразие развития словарного состава и грамматического ...

Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования
Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации, было принято решение о подготовке к развертыванию Бол ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru