Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей - одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением - значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.
Изучение однородных членов предложения в начальной школе происходит в течение всех лет обучения, начиная с первого класса.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений.
Запятая при перечислении в простейших случаях - это несколько подлежащих при одном сказуемом (На колхозных полях зреют пшеница, рожь, ячмень, овес); несколько сказуемых при одном подлежащем (Ученики в школе читают, пишут, считают, рисуют); несколько второстепенных членов, относящихся к одному члену предложения и выраженных существительными в одном и том же падеже (Ребята вырастили морковь, репу, горох, капусту; Голоса птиц слышатся в садах, в лесах, в рощах).
Во всех этих случаях учащиеся руководствуются одним общим правилом: при перечислении после каждого слова, кроме последнего, ставится запятая. Основной вид упражнения - списывание с постановкой пропущенной запятой при перечислении. Полезно также письмо под диктовку: учащиеся должны научиться на слух улавливать интонацию перечисления. Вместе с тем они учатся и сами передавать интонацию перечисления. С этой целью проводятся упражнения в чтении предложений с перечислением, а также в составлении таких предложений самими учениками. Дети произносят составленные ими предложения с правильной интонацией и указывают, где нужно ставить запятую при письме.
В IV классе учащиеся знакомятся с однородными членами предложения (без обобщающих слов и повторяющихся союзов). Причем берутся только те предложения, в которых однородные члены выражены или именами существительными, или глаголами. Учащиеся знакомятся также с употреблением союзов и (без повторения) а, но для связи однородных членов предложения и с правилом постановки запятой между однородными членами.
В итоге изучения этой темы учащиеся должны, во-первых, научиться распознавать однородные члены в предложении как при наличии союзов, их связывающих, так и без них; во-вторых, уметь составить предложение с однородными членами и применить его в своей речевой практике; в-третьих, научиться правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.
Сначала учащиеся знакомятся с предложениями, в которых однородными являются главные члены, а потом уже с предложениями, имеющими однородные второстепенные члены. Для анализа берутся, например, такие предложения:
Плотники, каменщики, кровельщики построили дом.
В саду цветут яблони, вишни, сирень.
Ребята плавали, ныряли, плескались в реке.
Бегут, шумят, журчат весенние ручьи.
Приступая к разбору первого предложения, учитель спрашивает учащихся, о ком в нем говорится (учащиеся перечисляют). Устанавливается, что все перечисляемые слова отвечают на вопрос кто? и, следовательно, являются подлежащими. Отыскивается сказуемое - оно одно при трех подлежащих: обо всех подлежащих говорится одно и то же. Так же разбирается второе предложение. Делается вывод, что при одном сказуемом в предложении может быть несколько подлежащих. Учитель сообщает, что такие подлежащие являются однородными членами. Делается надпись над примерами для разбора "Однородные члены предложения". Подлежащие в разобранных примерах подчеркиваются.
Разбираются два следующих предложения. Устанавливается (применительно к первому из этих предложений), что слова плавали, ныряли, плескались отвечают на один и тот же вопрос (что делали ребята?) и относятся к одному и тому же подлежащему. После разбора последнего предложения делается вывод, что при одном подлежащем может быть несколько сказуемых. Учитель обобщает, что такие сказуемые являются однородными членами предложения. Сказуемые подчеркиваются. Выводы еще раз воспроизводятся.
Затем внимание учащихся обращается на запятую при однородных членах. Это правило, по существу, уже знакомо учащимся: они в III классе усваивают постановку запятой при перечислении. Учитель предлагает послушать, как он прочитает первое предложение, и затем объяснить, почему в предложении есть запятые. Естественно, что учащиеся отмечают перечисление. Учитель указывает, что однородные члены всегда читаются тоном перечисления. Учащиеся читают вслух другие предложения. Затем формулируется правило: "Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой".
Новое в образовании:
Методические приемы использования наглядности на
уроках новейшей истории в 9 классе
Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. В курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть к ...
Роль изобразительной деятельности в развитии детей
Дети с задержкой психического развития при отсутствии специальной коррекционной работы в массовой школе с первого класса становятся неуспевающими. В становлении их мотивации и самооценки прослеживаются те же особенности, что и у всех неуспевающих младших школьников. Позиция неуспевающего – это, пре ...
Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
П.С. Выготский рассматривал игру как «школу произвольного поведения». Конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой дея ...