Особенности изучения однородных членов предложения в начальной школе

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Особенности изучения однородных членов предложения в начальной школе

Страница 2

Правило об отсутствии запятой между однородными членами при наличии союза и выводится на основе сопоставления предложений с однородными членами без союза и и с ним, например: Ветер воет, гудит и Ветер воет и гудит; Зеленеют сады, рощи и Зеленеют сады и рощи. Вполне возможно также использовать и приведенные выше примеры: учитель стирает последнюю запятую в предложении и ставит вместо нее союз и; делается соответствующий вывод.

При ознакомлении учащихся с однородными второстепенными членами в предложении особо подчеркивается, что однородными являются только те второстепенные члены, которые поясняют одно и то же слово и отвечают на один и тот же вопрос. Для первоначальных наблюдений берутся предложения такого типа, как кипит работа на полях, в садах и на огородах; Люди передвигаются на поездах, на самолетах, на трамваях, на автомобилях. Затем разбираются предложения с наличием еще одного второстепенного члена, относящегося к тому же слову, что и однородные второстепенные члены: Колхозники посеяли на полях рожь, пшеницу и ячмень. Уясняется, что второстепенный член на полях не является однородным со словами рожь, пшеница, ячмень, поскольку отвечает на другой вопрос, хотя и поясняет, как и другие второстепенные члены, сказуемое.

Специальное внимание уделяется правилу постановки запятой при наличии союзов а, но между однородными членами. В этих предложениях однородность членов не всегда улавливается детьми, поэтому для усвоения правила не следует брат нечетких, трудных примеров. Пригодны такого рода предложения: Экскурсанты поехали не на поезде, а на пароходе; Вчера ученики писали сочинение, а не диктовку; Наша собака лает, но не кусает; Зимой солнце светит, но не греет.

Упражнения на закрепление знаний и навыков по данной теме проводятся примерно следующие: списывание с подчеркиванием однородных членов, списывание с самостоятельной расстановкой запятых, предупредительная диктовка, дописывание в предложении новых однородных членов (В огороде растут огурцы, помидоры.), составление предложений с однородными членами - по данным однородным членам (свекла, морковь, репа; пилят, колют) на основе изменения слов, данных в начальной форме (привезти, новый, сеялка, веялка, сенокосилка), по картине или по теме, предложенной учителем. Упражнения в составлении предложений с однородными членами закрепляют синтаксические знания и пунктуационные навыки учащихся и в то же время развивают речь детей, учат их пользоваться изучаемым видом предложений в их собственной практике.

Теоретическое восприятие и осмысление однородных членов школьниками облегчается выявлением связей между членами предложения и особенно вычерчиванием схем, на которых они выступают в виде блоков внутри предложения.

Это отражается и в определении однородных членов, обычно вводимом в школе: "Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову".

Для понимания однородных членов предложения необходимо ввести понятие союза и провести практическое знакомство с союзами.

Первое знакомство с однородными членами дается через построение наглядных схем предложений, например: К началу нового учебного года Коле купили учебники, тетради, карандаши, циркуль и фломастер.

Далее сообщается, на основе примера, что однородные члены могут соединяться без союзов, интонацией (и тогда между ними ставится запятая) или союзами и, а, но. Перед одиночным союзом и запятая не ставится

Следующий этап работы - отыскивание в текстах предложений с однородными членами и объяснение знаков препинания. Затем - составление предложений с однородными членами: отдельно с подлежащими, отдельно со сказуемыми, затем с второстепенными членами.

Структура полученных предложений и пунктуация комментируются. Варианты работы: расширение предложения - введение одного - трех новых членов, чтобы получился ряд однородных членов предложения; объединение двух простых предложений в одно с однородными членами (В сентябре убирают картофель; В сентябре убирают морковь, свёклу и другие овощи. В сентябре убирают картофель, морковь, свёклу и другие овощи).

М.Р. Львов предлагает алгоритм проверки однородных членов предложения и знаков препинания при них:

1-й шаг: Прочитать предложение. Сколько в нем подлежащих, сказуемых, второстепенных членов?

2-й шаг: Какие это члены? Назови их. На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся (с каким словом связаны)?

3-й шаг: Есть ли между ними союз и?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Современные методы активизации учебного процесса
Дидактика трактует методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов. Говоря о методах активизации обучения, мы в первую очередь обращаем вн ...

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта ...

Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи
Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет рез­кого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают поль­зоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предло­жение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может имет ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru