Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с ЗПР

Педагогика и воспитание » Логопедическая работа по формированию словообразования у детей с задержкой психического развития » Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с ЗПР

Страница 10

Из Таблицы 10 и Диаграммы 10 видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной.

Никто из детей экспериментальной группы не получил максимального количества баллов (4) при исследовании умения использовать возвратные глаголы. Никто из испытуемых с нормальным речевым развитием не набрал менее 4 баллов.

Диаграмма 10. Уровень сформированности дифференциации возвратных глаголов

Овладение возвратными глаголами требует не только сформированности грамматических обобщений, но и обобщений логических, связанных с направленностью действия либо на самого себя, либо на другой объект.

При различении возвратных глаголов дети с ЗПР испытывают и трудности поиска глаголов, в связи с чем были выявлены разнообразные замены глаголов (прячет – играет, причесывает – расчесывает, прячет – убирает, вытирает – моет).

Таким образом, нарушения восприятия и употребления форм словообразования глаголов связаны, прежде всего, с несформированностью познавательных процессов и проявляются более грубо на уровне семантики.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что формирование процессов словообразования у дошкольников с ЗПР находится на низком уровне (Таблица 11), по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием.

Таблица 11

Уровень сформированности процессов словообразования у дошкольников с ЗПР и детей с нормальным психическим развитием

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Средний балл

Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов

1,8

3,8

Исследование словообразования названий животных

1,7

3,7

Образование имен существительных со значением женскости

1,5

3,8

Исследование словообразования названий профессий мужского рода

1.4

3,6

Образование относительных прилагательных

1,9

3,9

Образование притяжательных прилагательных

2,1

3,9

Образование приставочных глаголов противоположного значения

1,6

3,7

Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо

1,7

3,6

Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида

2,1

4,0

Исследование употребления возвратных глаголов

2,0

4,0

За все задания

1,78

3,8

% успешного выполнения

44,5%

95%

Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о несформированности функции словообразования у дошкольников с ЗПР. Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования.

В усвоении грамматики, особенно на начальном этапе развития речи, большую роль играет «чувство языка». У дошкольников с ЗПР «чувство языковой нормы» находится на низком уровне. Следует отметить, что процесс его развития осуществляется у этих детей довольно медленно. Таким образом, нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР отражаются на словообразовании и протекании всего периода детского словотворчества, оказывают отрицательное влияние на формирование процессов выделения, обобщения и продуцирования словообразовательных моделей.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Новое в образовании:

Формы организации обучения и их развитие в дидактике
Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в ра ...

Методы индивидуального воздействия
Макаренко утверждал, что если в природе можно насчитать миллион проступков, то мер воздействия должно быть два миллиона, и у него эти два миллиона были. Но они касались не только проступков, а представляли собой методы индивидуального воздействия в целом, влиявшие не только на того, на кого эти мер ...

Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); Проблемное; Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение. Педаг ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru